ПРОПОВЕДЬ ИГУМЕНА СИЛУАНА (ТУМАНОВА) В НЕДЕЛЮ ОТЦОВ ШЕСТИ ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ.

 

Дорогие отцы, братья и сестры!

Сегодня Неделя святых отцов шести Вселенских соборов, то есть воскресный праздничный день в календаре Русской Православной Церкви, когда совершается память отцов шести Вселенских соборов. Согласно богослужебному Уставу это ближайшее воскресение (неделя) к 16 июля (ст. ст.). Этот день попадает в период от 13 июля до 19 июля. Служба помещена в Июльской Минеи. В этот день Церковь прославляет веру, которую утвердили святые отцы, и вспоминает те ереси, которые были осуждены на шести Вселенских соборах. Седьмой вселенский собор не вспоминается здесь по простой причине — именно на нем и было установлено это празднование.

Церковь уделяет важное значение памяти этих святых, называет их «светилами, наставившими нас на путь истинной веры» (тропарь), «одевшими Церковь в одежду истины, сотканную из небесного богословия» (кондак).

Естественно ожидать, что в этот день Церковь предложит нам особые Евангельские и Апостольские чтения, раскрывающие духовную суть подвига святых отцов, их служения. И мы не посрамлены в своих ожиданиях.

В Евангелии от Матфея нам предлагается история о чудесном насыщении людей малым количеством пищи. Господь, в отличие от популистов и прочих деятелей, желающих лишь красиво выглядеть при народе, но не торопящихся реально помогать людям, помимо проповеди делает настоящие дела милосердия.

«Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их. Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. Он сказал: принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей. И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ» (Мф. 14, 14-22).

Что главного и полезного для себя мы должны отметить в этих словах?

Во-первых, Господь жалеет нас, Бог не безразличен к нашим бедам и нуждам. Как отмечает святитель Феофан затворник, «Господь не разбирал достоинства возлежащих: всех одинаково угостил, а, конечно, не все были одинаково Ему преданы; были, может быть, и такие, которые потом кричали: «распни». Таково и общее Божие промышление о нас: «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5, 45). Если бы Господь помог нам хоть мало-мало быть милосердыми, «как Отец наш небесный милосерд!»

Во-вторых, мы видим то место, которое занимали ученики в деятельности Христа. Господь Иисус дал хлебы ученикам, а они отдали их толпе. В тот день, как и сегодня, Иисус действовал руками учеников, то есть священнослужителей. Господь постоянно действует через Церковь, посрамляя тех, кто любит порассуждать о «Боге в своей душе» и этим оправдать нежелание ходить молиться в храм и приступать к Таинствам.

Эти люди обманывают сами себя, отказываясь видеть услышанную нами сейчас Евангельскую истину, которая составляет суть Церкви. Да, мы — ученики Учеников Христовых, беспомощны без Господа, но и Богу нужны люди, через которых Он может действовать и через которых Он может говорить. Ему нужны люди, которым Он может дать Свои дары, чтобы они потом дали их другим. При этом от нас не требуется какого-то особого великолепия и блеска, которых у нас нет. В простоте и смирении мы совершаем свое служения, служа Богу лишь теми дарами, которые у нас есть. В этих словах мы узнаем образ сотен святых, утвердивших православную веру на Вселенских соборах. Без блеска пустозвонной риторики, с верой в сердце, порой рискуя своими жизнями, они посрамили все ухищрения лукавого разума и предложили нам православную веру, принятую от Бога. Некоторые из них были сложные люди и их жизненный путь не всегда бы вызвал у нас восхищение. Но через них действовал Сам Бог, потому что они служили Ему всем горением своей души.

В описанном чуде есть еще один назидательный для нас момент.

Остатки этой чудесной Евангельской трапезы собрали. Хотя, казалось бы, зачем? Господь ведь в любой момент может снова чудесно умножить пищу! Но апостолы, несомненно поучаемые Христом, поняли, что чудо, приходящее в нашу жизнь, не выводит нас за пределы законов природы, а помогает утвердиться на пути спасения. Чудо дается нам не для сладкой жизни, а для спасения. Даже если чудом можно накормить людей, остатки не должны пропадать, нельзя быть расточительным. Мы всегда должны мудро употреблять щедрые дары Божии.

Чтение заканчивается неожиданными словами — Иисус отослал Своих учеников и остается Один. Согласно Евангелисту Матфею Он даже заставил их войти в лодку и отправиться вперед первыми. Это кажется на первый взгляд странным, но у Евангелиста Иоанна мы найдем этому объяснение. Он сообщает, что после чудесного насыщения народ хотел насильно сделать Иисуса царем Израиля (Ин. 6:15). Умы людей были взбудоражены, и в раскаленной Палестине того времени, как и сейчас мы видим, легко могла начаться кровавая революция. Очевидно, что ученики разделяли мнение толпы. И вот чтобы их удержать от опрометчивых действий и успешнее успокоить толпу, Господь отсылает апостолов прочь и остается наедине с народом.

Видите, никогда не надо рассматривать чудеса, описанные в Евангелии, как нечто произошедшее. Надо всегда смотреть на них как на происходящее. Это проявление всегда действующей силы Божией.

Так Господь всякий раз остается Один, высылая нас прочь, когда мы ждем от него урегулирования нашей политической жизни, желает сделать Иисуса знаменем борьбы за вполне земные идеалы, лишь припудренные словами веры. Бог не хочет поддерживать разномыслие, политическую борьбу, но не удаляется от народа.

Продолжает ту же мысль апостол Павел в апостольском чтении дня.

«Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: “я Павлов”; “я Аполлосов”; “я Кифин”; “а я Христов”. Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились? Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия, дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя.Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю. Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия» (1 Кор. 10-18).

Мы слышим о проблемах в Церкви. Да, уже в первые годы Ее бытия стали появляться распри и раздоры, и апостолам приходилось, как и церковным иерархам сегодня, их преодолевать, примирять людей. Апостол Павел при этом не опирается лишь на свои собственные духовные силы и на здравый смысл. В тяжелом для него положении он обращается ко Христу и пытается разрешить эту проблему в свете распятия и любви Божией.

Любопытно, что, стараясь примирить расколовшиеся группы церковной общины, Павел употребляет фразу «соединены были в одном духе и в одних мыслях». Этим же термином описывают в медицине соединение сломанной кости, либо вправления вывихнутого сустава. То есть, по мысли апостола, разногласия в церковной общине противоестественные, вредят Телу Христову, и их следует исправить ради здравия тела всей Церкви.

Следует отметить, что названные благочестивые личности — Павел, Кифа и Аполлос — не имели никакого отношения к расколу и раздорам в церкви. Между ними самими не было ни противоречий, ни раскола. Их имена были присвоены отдельными группами людей без их ведома и согласия. И по сей день нередко случается так, что так называемые сторонники становятся большей проблемой, нежели противники. От имени людей святых выступают иногда лихорадочные проповедники всякой нетерпимости и озлобленности, вовлекая в свои нечистые намерения и самых уважаемых в Церкви людей, увлекая доверчивых почитаемыми именами.

И здесь мы тоже видим суть делания святых отцов Вселенских соборов. Они стремились излечить Церковь, раздираемую ересями.?При этом проповедь их было максимально простой и доступной образованным людям своего времени. Так и апостол Павел излагал людям историю распятия в самых простых выражениях и не собирался украшать ее риторикой и остроумием. Апостол хотел привлечь внимание не к языку, а к фактам, не к автору, а к его рассказу. Проповедовать людям не себя и свои умения, а Христа во всем Его величии.

Апостол Павел показывает, почему недостаточна и насколько ненадежна человеческая мудрость, как легко она может подвести. Он приводит неопровержимый факт: при наличии всей человеческой мудрости человечество не нашло Бога, а погрязло в языческой кутерьме обожествления всего на свете. Человеческое сообщество без Христа слепо и на ощупь продолжает искать Бога. И эти поиски были предначертаны Богом, чтобы показать людям беспомощность их положения и тем самым подготовить единственно истинный путь к Его принятию.

И этому пути сугубо послужили вспоминаемые сегодня Церковью святые. При этом наше воспоминание — не праздное любопытство. Мы стремимся научиться не только узнать догматы веры, но и сохранить их в своей жизни. И в этом утверждает нас второе апостольское чтение, собственно и посвященное святым отцам соборов:

«Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими. Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии. Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана, — то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат. Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание;ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего. Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его. Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу» (Евр. 13, 7-16).

Итак, мы слышим, что долг проповедника православия заключается в том, чтобы, уйдя в тень, показать людям Христа, и только Христа своей собственной жизнью. Говоря о жертве Ветхого Завета, апостол предостерегает нас от формализации жизни. Недостаточно внешнего соблюдения церковных правил. Недостаточно даже частого причащения. Не только причастие — наша жертва Богу, напоминает апостол.

Если в нашей жизни нет другой необходимой жертвы Богу — хваления, усердного посещения богослужения, домашней молитвы, благотворительности, общительности, если мы не преодолеваем косность своего сознания, не выходим за стены своего эгоизма, мы не достигаем цели.

Помолимся же святым отцам, потрудившимся на Вселенских соборах ради укрепления православной веры, чтобы и у нас в причащении святых Христовых Таин возгревалась любовь к Богу, к Церкви, усиливалось стремление больше узнавать о церковных правилах и догматах. Чтобы эти правила не загораживали от нас нужды и проблемы наших ближних. Чтобы мы любили и понимали богослужение Церкви, которой столько трудов посвятили святые отцы.

И только тогда мы будем достойными их наследниками. Аминь.

26 июля 2015 года.