СЛОВО АРХИЕПИСКОПА СИМОНА (ВИНОГРАДОВА), ПЕКИНСКОГО И КИТАЙСКОГО (+1933Г.)
НА 29-Ю НЕДЕЛЮ ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.

    "Облекитесь как избранные Божии, святые, возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, приемля друг друга в благоволение и прощая взаимно, когда кто на кого укор имеет. Как Христос простил вам, так и вы прощайте". (Колос. 3. 12-13).

    Так писал Апостол Павел колосским христианам. Избранными называет он их и требует, чтобы облеклись они в милосердие и благость. Господь, как бы так говорит он, по милости (Рим. 9. 23) избрал вас в завет с Собою (ср. Рим. 9. 7. Быт. 17. 21), и вы будете милосердны и благостны. Вы — святые, продолжает Апостол, покажите же смирение и кротость, эти признаки святости, т. е. подобия Иисусу Христу. Он говорил людям "Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем" (Мтф. 11. 29), а в ветхом завете сказано чрез пророка: "будьте святы, ибо свят Я, Господь Бог ваш" (Лев. 19. 2). Еще возлюбленными назвал Апостол христиан и прибавил: "облекитесь в долготерпение, приемля друг друга в благоволение, прощая взаимно, когда кто на кого укор имеет" — "Христос", говорит, "простил вам" по безконечной любви Своей к вам, "так и вы прощайте" и долготерпеливы будьте к братьям.

    Далее Апостол говорит, что плодом этих добродетелей, к которым он призывает христиан, бывает мир и взаимная благодарность, а источником такой совершенной жизни является поучение в слове Божием. "Слово Божие", говорит он, "да вселяется в вас обильно во всякой премудрости. Поучайте и назидайте друг друга псалмами и гимнами и песнями духовными, во умилении воспевая в сердцах ваших Господу" (Колос. 1, 14-16.)

    Апостол Павел писал эти слова не повторяя уже готовыя наставления, как мы теперь пользуемся его писаниями, а изображал то, что надеялся видеть в тех христианах, которым писал. А мы, наставления Апостола Павла. — Увы. Нам скажут: тут требуется совершенство, а мы обыкновенные и немощные.

    В настоящее время господствует такой взгляд, будто необходимо делать уступки окружающей обстановке и будто послабления себе вопреки благочестивой строгости нравов — не есть грех.

    Это ложный, пагубный взгляд, противный Евангельскому учению. Господь всем сказал: "будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен" (Мтф. 5. 47).

    Правда, Господь, отвечая на вопрос о делах, приводящих в вечную жизнь, сказал: если хочешь быть совершенным — иди продай имение твое и раздай нищим (Мтф. 19. 21). Но этот ответ Господа не означает, будто стремление к совершенству представляется на волю человека, а не есть обязанность каждаго.

    Тому человеку Господь сначала сказал: соблюдай заповеди, и только когда тот отвечал, что соблюдает заповеди от юности своей, Господь прибавил: если хочешь быть совершенным — продай имение твое. То есть, для иных соблюдение заповедей есть совершенство, а тому человеку, как соблюдавшему заповеди, но имевшему пристрастие к богатству, для достижения совершенства необходимо было отрешиться от имения.

    Таким образом каждый человек в своем чине, в тех пределах сознания своего, до коих он достиг, безусловно должен быть совершенным, т. е. ничего из того, к чему побуждает его совесть, он не должен оставлять или тем пренебрегать, но должен повиноваться голосу совести со всем усердием и с самоотверженным подвигом.

    Преосвященный Феофан Затворник говорит: "Христианин, — Ты тщательно должен совершать всякое возможное для тебя добро, котораго только коснулась мысль твоя. Если в благодарность благодетелям в обыкновенной жизни стараются предупреждать всякое желание их, то ты, осыпанный милостынями и силами Божиими, можешь ли отказываться, не возмущая совести, от воли Божией, которая тебе указывает лучший путь, чтобы ты тек по нему". (Начерт. христ. нравоуч. Стр. 103).

    Но как быть слабым боязливым христианам, которые едва-едва переступают по пути правому. — Они должны знать и поверить, что и в них потекут реки воды живой, как сказал Господь об изобилии дарований духовных, каких сподобляются верующие в Него (Иоан. 7. 38-39), — потекут эти реки и вознесут их на высоту добродетелей христианских.

    Апостольское чтение нынешняго дня и указывает, как открыть в себе источник рек воды живой: вы избранные Божии — помните это и сделайтесь милосердными. Вы святые — трепещите пред этим наименованием и будьте кротки и смиренны. Вы возлюбленные Божии — радуйтесь этому и будьте терпеливы и благодушны. А эти добродетели и вознесут вас к совершенной любви и к миру.

    Обратите внимание на это наставление, ибо что мы о себе помышляем, то с нами и бывает. Помышляем святое — и бываем святы. Помышляем греховное — впадаем в грехи. Нужно возлюбить согласное с волею Божиею — и оно легко совершится. Например: легко исчезнет вражда, лишь только враждующие возлюбят мир и усердно начнут искать его.

    21 янв./3 фев. 1929г.