Синаксарь в неделю сыропустную,
воспоминание Адамова изгнания.
Стихи:
Пусть плачет горько с прародителями
мир,
Как павший с ними, из-за сладкой пищи
павшими.
В этот день мы творим воспоминание изгнания первозданного Адама из рая сладости, которое наши божественные отцы установили прежде (начала) святой Четыредесятницы, показывая этим, насколько полезно человеческому естеству лекарство поста и насколько, напротив, отвратительны последствия сластолюбия и непослушания. Итак, отцы, оставив повествования относительно случившегося в мире из-за этих страстей, как бесчисленные, представляют нам первозданного Адама, ясно показывая, насколько жестоко он пострадал оттого, что не постился, привнеся тем (смерть) в наше естество, и как он не сохранил первой святой Божией заповеди людям — о посте и, послушавшись чрева, а вернее, коварного змия через Еву, не только не стал богом, но и навлек смерть, и принес погибель всему роду (человеческому).
Это из-за (вкушения) пищи первым Адамом Господь постился
сорок дней и был послушен (см. Флп. 2:8); из-за Адама же
святые апостолы задумали и эту Великую Четыредесятницу,
чтобы мы, сохранив то[1], что он не сохранив,
пострадал, потеряв бессмертие, снова приобрели
(последнее) через пост.
Кроме того, как мы раньше говорили, намерение святых
(отцов) — коротко изложить дела, совершенные Богом,
от начала даже до конца. А поскольку причиной всех наших
(бед) было преступление (заповеди) и падение Адама через
вкушение, — по сей причине и предлагают сегодня
творить память об этом, чтобы мы избежали сего, и особенно
чтобы не подражали невоздержанию во всем.
В шестой день создан был Адам рукою Божией, будучи почтен
и образом (Его) через вдуновение; и, получив заповедь, с
этого времени до шестого часа жил в раю, а затем,
преступив ее, был изгнан оттуда. Впрочем, иудей
Филон[2] считал, что Адам прожил
в раю сто лет, другие же называют семь лет или дней,
из-за значимости числа семь. А что в шестой час (Адам),
протянув руки, коснулся (запретного) плода, —
показал Новый Адам — Христос, в шестой час и день
простерший руки на Кресте, исцеляя того от погибели.
(Адам) был создан между смертью и бессмертием, чтобы
получить то, что сам выберет. Хотя возможно было Богу
создать его и безгрешным, но чтобы было испытано и его
собственное произволение, дается заповедь употреблять (в
пищу) от всех деревьев, кроме одного, — это значит,
разрешается помышлять о познании Божественной силы через
все творения Божии, но только не о естестве Божием. Так и
Григорий Богослов любомудрствует, что (другие) райские
деревья — это божественные помыслы, а запрещенное
дерево — созерцание. То есть, говорит он, Бог
повелел Адаму интересоваться всеми остальными стихиями и
качествами и умом размышлять (о них), равно и о своей
природе, прославляя за это Бога, ибо это — истинная
пища; однако о Боге: Кто же (Он) по естеству, и где (Он),
и как привел все из небытия, — отнюдь не
допытываться. Однако Адам, оставив всё другое, стал более
и более выведывать о Боге и тщательно исследовать Его
сущность. Поскольку был еще несовершенен и неразумен, как
младенец, то и впал в это, когда сатана через Еву внушил
ему мечту обожения.
А великий и божественный Златоуст, хотя и следуя Писанию,
но вместе с тем не по букве, приписывает этому древу
(познания) некую двойную силу и говорит, что рай был на
земле, считая его вместе и духовным, и материальным,
— как и Адам был между смертью и бессмертием.
Некоторые же думают, что древом преслушания была
смоковница, так как (Адам и Ева), внезапно познав свою
наготу, прикрылись, употребив ее листья. Потому Христос и
проклял смоковницу, что она была причиной непослушания;
она имеет даже и некое сходство с грехом. Прежде всего,
— это сладость (плодов), затем жесткость листьев и
прилепление клейким соком. Но есть и такие, которые
неправильно помышляют, будто (запрещенное) дерево —
соблазнение Адама Евою и познание (ее).
Итак, преступив заповедь Божию, Адам оделся в смертную
плоть, был проклят и изгнан из рая; и повелено было, чтобы
огненный меч охранял его вход. Адам же, сидя напротив
(рая), плакал (о том), скольких благ лишился из-за того,
что не постился в свое время. И в его лице весь
человеческий род подвергся проклятию, пока Создатель наш,
пожалев наше естество, погубленное сатаною, не возвел нас
снова в первозданное достоинство, родившись от Святой Девы
и безгрешно пожив, показав нам путь через противоположное
тому (что сделал Адам), то есть пост и смирение, и победив
прельстившего нас хитростью.
Итак, богоносные отцы, желая все это представить в целой
Триоди, вначале предлагают ветхозаветные (события); первое
из них — сотворение Адама и изгнание из рая, память
которого сегодня совершаем, также чтения и из других (книг
Библии): Моисеевых, пророческих и более всего Давидовых,
прибавляя при этом нечто и по благодати. Затем, по
порядку, следуют и (события) Нового Завета, из которых
первое — Благовещение, по неизреченному Божию
Промышлению всегда приходящееся на Четыредесятницу;
воскрешение Лазаря и цветоносная (Неделя), святая Великая
седмица, когда прочитываются священные Евангелия и со
умилением воспеваются сами святые и спасительные Страсти
Христовы. Потом, в период от Воскресения до Сошествия
Святого Духа, прочитываются Деяния (апостолов): как
происходила (их) проповедь и призвала всех уверовавших,
— ибо Деяния чудесами свидетельствуют о Воскресении.
Итак, поскольку мы столь сильно пострадали из-за того, что
Адам однажды не сохранил поста, то предлагается
воспоминание об этом теперь, на пороге святой
Четыредесятницы, чтобы, памятуя, какое зло принесло
невоздержание, мы постарались с радостью начать пост и
соблюдать его. Потому что через пост мы получим то, чего
не достиг Адам [то есть обожения], плача, постясь и
смиряясь, пока не посетит нас Бог, — ведь без этого
трудно получить то, что потеряли.
Да будет же известно, что сия святая и Великая
Четыредесятница — десятина от всего года. Поскольку
мы по лености не хотим постоянно поститься и избегать зла,
то апостолы и божественные отцы дали ее нам как некое
плодоносное для души время, чтобы всё, сколько за весь год
мы сделали безрассудного, теперь очистить сокрушением и
смирением в посте. И эту (Четыредесятницу) мы должны
тщательно соблюдать, как, впрочем, и другие три (поста),
то есть святых апостолов, Богородицы (Успенский) и
Рождества Христова, — соответственно четырем
временам года. Четыредесятницу же передали (нам) святые
апостолы, почтив ее особо из-за святых Страстей и из-за
того, что Христос постился (40 дней) и прославился; и
Моисей 40 дней постился, чтобы принять закон; также и
Илия, и Даниил, и все, которые прославлены у Бога. И Адам
доказывает от противного, что пост — это благо. По
этой причине Адамово изгнание и помещено здесь святыми
отцами.
Христе Боже наш, по несказанному милосердию Твоему сподоби
нас райской сладости и помилуй, ибо Ты один Человеколюбец.
Аминь.
[1] То есть пост.
[2] Филон Александрийский, иудей, род. в 20 г. до Р. Х. Пытался согласовать Библию с учением греческих и восточных мудрецов и толковал закон Моисеев аллегорически.
www.pravoslavie.ru