Протоиерей Дмитрий Смирнов. ПРОПОВЕДЬ В НЕДЕЛЮ О СЛЕПОМ.


Протоиерей Дмитрий Смирнов.
ПРОПОВЕДЬ В НЕДЕЛЮ О СЛЕПОМ.

    В кондаке службы о слепом есть такие слова: "Душевными очами ослеплен, к Тебе, Христе, прихожу, как слепой от рождения, покаянием зову Тебе: Ты сущим во тьме Свет пресветлый".
     Празднованию этого события евангельской истории отведено целое воскресенье, поскольку оно имеет огромное духовное значение. В связи с этим нам будет очень удобно поговорить о том, что такое духовная слепота, откуда она взялась. И что это за очи, которые имеет наша душа, почему они ничего не видят и что должны видеть.
    В эксапостиларии говорится: "Умные мои очи, ослепленные, Господи, от мрачного греха, Ты просвети, вложи, Щедрый, смирение и покаяния омый слезами". Умные очи - понятие духовное. Наша душа отличается от души животного тем, что имеет бессмертие; и отпечаток этого бессмертия - ее разум. Душа разумна, поэтому чувства ее тоже разумны - у нее умные очи, умные уши. Но от греха они помрачаются, поэтому, когда мы рождаемся - а рождаемся мы уже во грехе, от грешных родителей, - наша душа не может видеть, она слепа от рождения.
    "Душевными очима ослеплен, к Тебе, Христе, прихожду". Душа наша потеряла способность видеть Бога потому, что она грешна, поэтому очи души возможно только "покаяния омыть слезами". С чего начинается духовное видение? Один, например, говорит: я вижу будущее; другой - я вижу прошлое; третий видит некую "ауру"; четвертый - ангелов; пятый видит пророческие сны. Есть ли это духовное зрение? Нет, ни в коем случае. Духовное зрение - это видение истины. А истина состоит в том - и это надо глубоко понять и усвоить, - что мы люди грешные, падшие, отверженные от Бога. И вот духовное, истинное видение начинается с того, что человеку открываются его грехи. Человек, духовно еще почти слепой, различает в себе только грехи, величиной с гору: убил, прелюбодействовал, украл, оскорбил кого-то страшно. Если он покается, то есть осознает ужас содеянного: "Что же я сотворил? Какой же кошмар! Какая мерзость!" - и оплачет свой грех, будет взывать к Богу о прощении: "Господи, прости!" - тогда эти греховные глыбы рассыплются. Останется лишь память о них, как рубцы на совести.
     Увидев свои грехи как песок морской, человек приходит в смятение, он начинает понимать, что никто, никакая человеческая и нечеловеческая сила не может его освободить от этого моря грехов и сам он очиститься не может. Вот тогда он приходит с просьбой ко Христу: "Господи! если хочешь, можешь меня очистить" (Матф. 8:2). И начинает к Богу взывать день и ночь, жаждая чистоты. И это море песка постепенно Богом начинает смываться с его души, и образ Христа проявляется и светлеет в ней до тех пор, пока не заполняет ее всю.
     В Евангелии сказано: "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" (Матф. 5:8). С чего же нам нужно начать, если мы решим сегодня, что хотим узреть Бога? Начинать нужно всегда с молитвы, прямо к Самому Спасителю. Когда мы обратимся к Богу, Господь нам сразу укажет - мы тут же почувствуем укол в свое сердце. В нашей памяти, в уме - потому что очи души умные - всплывет грех: вот, я согрешил этим.
     Что делать тогда, когда, по милости Своей, Господь откроет нам наш грех? Дальше надо осознать мерзость этого греха, раскаяться в нем и вступить с ним в борьбу. Каждый день просить у Бога. И Господь поможет. А если случайно все-таки согрешим среди дня, но уже не сто раз, как вчера, а хотя бы девяносто пять, то это будет говорить о том, что сделано пять шагов вперед. Потом, когда этот грех почти изгладится из нашей души, Господь откроет другой наш грех, и еще, и еще. И так по ступеням мы будем идти вперед, к свету. Постепенно жизнь наша наполнится радостью, чистотой, правдой Христовой.
     К сожалению, многие люди ходят в храм не пять лет, не десять, не двадцать, а сорок или пятьдесят - и пребывают в полной слепоте духовной. Отчего, спрашивается? Человек подходит к исповеди, человек прикладывается к иконам, причащается Святых Христовых Тайн. Почему он до сих пор слеп? А потому, что слепота исцеляется только слезами покаяния, только когда человек употребляет труд души для того, чтобы очиститься. Лишь борьба с грехом может дать нам возможность видеть истину. Совсем не все из здесь стоящих достигнут Царства Небесного, многие будут в большом недоумении после того, как умрут. Потому что, когда они пойдут на суд, и будут думать: "Слава Богу, сейчас Царство Небесное откроют", - двери перед ними затворятся, и Господь скажет: "Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие" (Матф. 7:23). Потому что вы после крещения грехов себе только прибавили. Когда вас в младенчестве крестили, вы тогда еще были ангельские души, а сейчас посмотрите на себя. Я дал вам благодать, а во что вы себя превратили? И блуд, и чревоугодие, и сребролюбие, и пьянство, и детоубийство, и измены - и чего только в вас нет, какой только грязи, какого только поганства. И вы такие хотите в Царство Небесное? Нет, это невозможно". Господь в притче говорит: "Как ты вошел сюда не в брачной одежде?.. Возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов" (Матф. 22:12-13). Человек скажет: "Господи, ну как же, я же тебе молился". Да, ты молился, ты просил. Ты квартиру просил - тебе дали, ты здоровье просил - выздоровел, ты за дочь помолился - и свое получил. А Царство Небесное ты хотел? Царство Небесное тебе нужно было или нет? Нет, не нужно, значит, ты его и не получишь. Его получает только тот, для кого это есть цель и смысл жизни, кто всю жизнь посвятил только исканию этого Царства, кто все отдал, как купец за жемчужину, только бы его приобрести. И когда Господь увидит в сердце истинное желание Царства Небесного, когда увидит, что все сердце рвется туда, хочет увидеть Бога, а остальное вменяет ни во что, Он только тогда даст. Только тогда можно Царство Небесное достичь.
     Вот поэтому надо стараться нам приобретать это духовное зрение, видеть в себе грех и видеть путь Христов, по которому каждый из нас может войти в Царствие Небесное. Аминь.


www.serafim-kupchino.ru