ЖИТИЕ СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ.


ЖИТИЕ СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ.

Св. вмц. Екатерина     Святая великомученица Екатерина была дочерью правителя Александрии Египетской Конста. Девушка получила блестящее эллинское образование. Необыкновенно одарённая, она изучала греческую и римскую литературу, блестяще знала словесность и философию, даже «по врачебным умудрившися письменем», «врачев книги добре уведе». Она обладала редкой красотой и умом. Но язычество, в котором она воспиталась, не удовлетворяло ее ни своими верованиями, ни обычаями.
    Юноши из самых именитых семейств империи искали ее руки, но ни один из них не стал ее избранником. Она объявила родителям, что согласится выйти замуж лишь за того, кто превзойдет ее в знатности, богатстве, красоте и мудрости.
    Мать святой Екатерины была тайной христианкой. Она повела девушку за советом к своему духовному отцу, святому старцу, который творил молитвенный подвиг в уединенной пещере недалеко от города. Старец выслушал святую Екатерину и сказал, что он знает Юношу, Который превосходит ее во всем, ибо «красота Его светлее солнечного сияния, мудрость Его управляет всем созданием, богатство Его разливается по всему миру, но это не уменьшает Его, а умножает, высота рода Его - неизреченна». Образ Жениха Небесного родил в душе святой девы горячее желание увидеть Его. Ей открылась Истина, к которой рвалась ее душа. На прощание старец вручил святой Екатерине икону Божией Матери с Богомладенцем Иисусом на руках. Старец велел с верой молиться Царице Небесной, Матери Небесного Жениха, о даровании видения Ее Сына.
    Она молилась всю ночь и удостоилась видеть Матерь Божию, Которая просила Своего Сына посмотреть на коленопреклоненную перед Ними девушку. Но Младенец отвратил Свой лик от Екатерины, сказав, что не может смотреть на нее, ибо она безобразна, худородна, нища и безумна, как и всякий человек, не омытый водами святого Крещения и незапечатленный печатью Духа Святого. В глубокой печали святая Екатерина вновь пошла к старцу. Он с любовью научил ее тайнам веры Христовой, заповедал хранить целомудрие, непрестанно молиться, и совершил над Екатериной Таинство святого Крещения. И вновь ей было видение Пресвятой Богородицы с Младенцем. Теперь Господь ласково смотрел на нее и дал ей перстень, обручив ее Себе. Когда видение кончилось и святая пробудилась от сна, на руке ее светилось кольцо - дар Небесного Жениха.
    Как раз в это время в Александрию на пышное языческое празднество прибыл сам император Максимин Даза (305-313 г.г.). Крики жертвенных животных, дым и смрад непрестанно пылавших жертвенников, гомон толпы на ристалищах наполняли Александрию. Приносились и человеческие жертвы - на смерть в огне обрекали исповедников Христа, не отступивших от Него под пытками. Время жизни св. Екатерины пришлось как раз на последнее гонение на христиан перед принятием Миланского эдикта в 313 году, когда император Константин Великий, после знамения креста победивший малыми силами своего противника Максентия, объединил империю и, отменив эдикты о преследованиях христиан, возвратил им свободу. По свидетельству историка Сократа Схоластика, "Максентий жестоко обходился с римлянами и следовал способу управления более тиранскому, нежели царскому: бесстыдно насиловал благородных женщин, многих граждан лишал жизни и совершал другие подобные сим поступки". Вместе с Максентием правление делил Максимин, которого около 307 года н.э. и обличила св. Екатерина, исповедав перед ним Христа.
    Святая Екатерина "добротою девства сияющи" явилась к императору Максимину, исповедала веру во Единого Истинного Бога и мудро обличила заблуждения язычников. Плененный красотой девушки, правитель пытался вернуть ее в язычество, но был не в силах поколебать ее веру. Чтобы показать ей торжество языческой мудрости, он созвал 50 ученейших мужей империи, философов и ораторов. Явившись на собрание, она оказалась сильнее их по научным познаниям, по высоте и основательности мыслей, по силе слова и, "крепостию ума" своего посрамив "лжеименное знание" и "мирские мудрости обличивши суету", своею проповедью о Христе "ко спасению многи исхити от идолонеистовства". Они уверовали во Христа и были сожжены.
    Видя безуспешность своих попыток, властитель попытался иным образом прельстить святую Екатерину, предлагая ей разделить с ним царство и власть. Но богатство и слава не соблазнили её, и целомудренная дева отказалась от этих предложений, сказав, что она "больше желает одежды мученичества, чем всякой царской багряницы". Получив твёрдый отказ, разгневанный император подвергнул святую жестоким мучениям – велел снять с неё одежду и обнаженную бить воловьими жилами. После двух часов мучений девственное тело её раздробилось ранами. Святая Екатерина переносила истязания с великим терпением. Ожесточённый мучитель велел посадить её в темницу и морить её голодом. Но Иисус Христос не оставил своей невесты без попечения и каждый день посылал ей с ангелом пищу, и Сам посетил узницу, вдохнув в неё крепость. Когда императрица Августа в сопровождении воеводы Порфирия с отрядом воинов пришла в темницу Святая мученица раскрыла пришедшим христианское учение, и они уверовали во Христа.
    Вновь приведенная на судилище, святая Екатерина предстала совершенно здравой, красивой и окрепшей, лицо ее сияло. Под угрозой колесования ей предложили принести жертву идолам. И теперь она не поклонилась языческим богам, исповедала Христа и сама пошла к колесам. Но Ангел сокрушил орудия казни. Увидев это чудо, императрица Августа и царедворец Порфирий с 200 воинами перед всеми исповедали веру во Христа и были обезглавлены. Максимин вновь предложил святой мученице супружество, но получил отказ. Святая Екатерина твердо исповедала верность своему Небесному Жениху, Христу, и с молитвой к Нему сама положила голову на плаху под меч палача, была «во главу усечена мечом».
    Мощи святой Екатерины были перенесены Ангелами на Синайскую гору. В VI веке по откровению были обретены честная глава и левая рука святой мученицы и с почестями перенесены в новосозданный Преображенский храм Синайского Монастыря, построенного святым императором Иустинианом (527-565 г.г.). Этот монастырь привлекал множество паломников, и почитание святой распространилось сначала в Восточной церкви, а потом перешло и на Запад, где ей посвящено множество гимнов и рифмованных легенд. На Синае образовался орден рыцарей св. Екатерины для покровительства паломникам. Память ее совершается 24 ноября у нас, и 25 - в Греции и на Западе (по старому стилю). На Западе, где св. Екатерина, славившаяся своей ученостью, считается покровительницей учащихся, существует множество учебных заведений ее имени.
    У русского народа св. Екатерина почитается помощницею женам в болезнях чадорождения, и поэтому в Сказании о святых назначено прибегать к ней с особенною молитвою в трудных родах. Относительно этого верования, правда, нет прямого указания в житии св. Екатерины, но тем не менее здесь описываются такие обстоятельства, которые могли послужить основанием для указанного народного верования. Именно в Четьи-Минеи и Прологе о св. великомученице Екатерине замечается, что она была очень просвещенная женщина и между прочими занятиями, «по врачебным умудрившися писменем, врачев книги добре уводе». Естественно предположить, что врачебные познания св. Екатерины как женщины могли быть преимущественно направлены к болезням своего пола, в каковом случае эта угодница и могла быть признана помощницею в болезнях чадорождения. Кстати здесь заметить, что и в Болгарии считается св. Екатерина покровительницею беременных женщин, а из Болгарии это верование могло проникнуть к нам на Русь, особенно в южные части нашего отечества, где следы его преимущественно сохраняются доселе. Кроме того, день св. великомученицы Екатерины во многих местах на юго-западе Руси проводится по-праздничному, и накануне ее праздника девицы, мечтающие о замужестве, постятся, чтоб иметь добрых женихов, а некоторые, кроме того, читают житие св. Екатерины.

www.na-gore.ru