СЛОВО СВЯТИТЕЛЯ АРСЕНИЯ (СТАДНИЦКОГО), ИСПОВЕДНИКА, МИТРОПОЛИТА НОВГОРОДСКОГО И СТАРОРУССКОГО (+1936 г.) В ДЕНЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ.
О прославлении Божией Матери.

В нынешний день св. Церковь воспоминает отшествие Божией Матери из этого мира в другой, горний, куда отходят все живущие, куда и мы все отойдем непременно, каждый в свое время. Она скончалась в преклонном возрасте или «довольной старости» и была погребена в Гефсимании, недалеко от Иерусалима, у подножия горы Елеонской, — была погребена апостолами, чудесно собранными из разных стран мира к Ея смертному одру. Событие, по-видимому, — печальное: Пресвятая Дева — на смертном одре; тело Ея бездыханно; очи сокрылись; святые апостолы с плачем готовятся к Ея погребению.

Церковь между тем повелевает нам не печалиться, а радоваться, и ради этой радости прекращает дни поста.

Источник этой радости заключается прежде всего в дивных обстоятельствах Успения Пресвятыя Богородицы.

Слово «успение» собственно означает тот момент, всем нам хорошо известный, когда человек из состояния бодрствования переходит в состояние сна. В переносном смысле успением называется в наших месяцесловах и «святцах» кончина или смерть людей святых и праведных. Но можно назвать успением и смерть каждого православного христианина, как и называет ее православная Церковь, когда умершим чадам своим испрашивает от Господа «во блаженном успении вечный покой», именуя при этом и самих умерших усопшими, т. е. уснувшими. В этом именовании смерти успением сказывается твердая уверенность относительно будущего воскресения мертвых. Бог христианский несть Бог мертвых, но Бог живых; ибо у Него все живы (Лк. 20, 38). Поэтому и пред богопросветленным взором верующего христианина тоже нет мертвых; те же, кого обыкновенно называют мертвыми, те только уснули и спят: но грядет час, когда все они пробудятся от сна своего и восстанут, — услышат глас Сына Божия и услышавше оживут, и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая в воскрешение суда (Ин. 5, 25. 29). Таков внутренний, прикровенный смысл слова успение, когда этим словом обозначается кончина людей. Но нигде так живо не открывается подобие обыкновенного сна смерти, как в кончине ублажаемой нами ныне Пренепорочныя Матери Господа, Пресвятыя Девы Марии. Если кто, то Она не умерла, а уснула. Кончина Ея была совершенно безболезненная и безмятежная, не только чуждая каких бы то ни было предсмертных мучений и томлений, а напротив даже была преисполнена духовной радости и веселия для умиравшей. Это был сон самый сладостный, за которым последовало еще более радостное пробуждение. Предание повествует, что за несколько дней до успения архангел Гавриил явился к Ней с радостною вестию о скором соединении с возлюбленным Сыном. В то же время всемогущая сила Божия со всей вселенной собрала в Иерусалим апостолов, чтобы они воздали Ей честь погребения. В самый час кончины необычайный свет осиял Ея храмину и к смертному одру Ея нисшел Божественный Сын Ея, окруженный небожителями. Она, «неизреченно веселящися, паки сном сладким уснувши, предаде в руце Его пресвятую Свою душу. И тако торжественно от небесных чинов душа Ея бе проводима в горняя, руками Господними несома. Провождаху же ю и апостольская очеса, на видение то преславное смотрети сподобившаяся» (Сказание об Успении в Чет.-Мин. 15 августа.). Но это — еще не все. Самый этот сон Ея, сон смертный, продолжается очень не долго. На третий день после Ея погребения апостолам предстояла надобность открыть Ея гроб для апостола Фомы, который желал поклониться Ей, так как он, по особенному устроению Божию, не был при погребении. К великому удивлению своему, они нашли в гробе только погребальныя пелены, которыми было повито Ея тело при погребении, самого же тела не было. В недоумении о случившемся, апостолы молились Господу, «да открыется им о пречистом телеси том», и вот к вечеру того дня слышат они над храминою, в которой были собраны, глас ангельского пения и, возведши очи горе, видят на воздухе Саму Пресвятую Деву Богородицу, окруженную ангелами и осияваемую неизреченною славою. «Радуйтеся», сказала она им, «яко с вами есмь во вся дни». Отселе уверились апостолы и всю Церковь уверили, что Пречистая Матерь Божия в третий день по смерти Своей была воскрешена от мертвых Сыном и Богом Своим и с плотию переселена в горния жилища, т. е. была взята на небо (Сказание об Успении в Чет.-Мин. 15 августа). В такой дивной кончине Преблагословенныя Девы явилась, к утешению всех, с особенным торжеством сила Господа, Который смертию Своею и воскресением сокрушил жало смерти и из страшной и мучительной сделал ее для верных Своих последователей и радостною, и блаженною. Здесь первая причина нашей радости.

Засим мы радуемся о Преблагословенной Деве, что Она, после скорбей и страданий, которыми, по предсказанию праведного Симеона, преисполнена была ея жизнь, наконец получила награду, соответствующую Ея добродетели. В нынешнем апостольском чтении мы слышали об уничижении Господа Спасителя до смерти, смерти же крестныя, и о возвеличении Его потом и превознесении даже по человечеству во славу Бога Отца. Преблагословенная Дева также до самой блаженной кончины Своей умаляла Себя, смирялась, терпела; с сих пор начинается и Ея возвеличение и прославление. Пророк Давид провидел это возвеличение Приснодевы и в радостном восторге воскликнул: Предста Царица одесную Тебе в ризах позлащенных одеяна, преукрашена (Псал. 44, 10). Таким образом при гробе Богоматери обнаружилось новое значение смерти, данное ей Воскресшим из гроба: будучи доселе наказанием за грех, она сделалась теперь свидетельницею добродетели, наградою подвигов, совершаемых в жизни. У гроба познается человек; вся жизнь его как бы выступает наружу: клевета смолкает, покров смирения разоблачается, добродетель и правда торжествуют. «И услышал я голос с неба, говорящий мне», — пишет в Откровении тайновидец Иоанн, — «напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе. Ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними» (Апок. 14, 13).

Особую еще причину радости изясняет церковная песнь: в молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста...(Кондак праздника). При жизни Своей Она была Ходатаицею за бедных пред Сыном, и ради Ея творились чудеса, когда еще не пришел час их; святые апостолы, все знавшие Ее, уповали на Ея молитвы и не могли не скорбеть при мысли об Ея кончине. «Радуйтеся, яко с вами есмь во вся дни», — сказала Матерь Божия апостолам, явившись им в третий день после Своей смерти и погребения. Сказанное Богоматерью может быть отнесено и ко всем верующим в Ея Сына и искупленным Его честною кровию; может быть отнесено в известной мере и ко всему вообще роду человеческому. Ибо и по переселении Своем от здешнего мира Она не оставила его совершенно, как воспевает о Ней св. Церковь: во успении мира не оставила еси. Нужно ли, братие, разяснять, нужно ли доказывать эту последнюю мысль, содержащуюся в приведенной церковной песни? Скажите: кто из христиан не призывает в своих молитвах преславного имени Богородицы Марии? Кто не прибегает к Ней за помощию в нуждах и напастях, за утешением в скорбях, за исцелением в болезнях? Кто не слышал о многочисленных и разнообразных знамениях чудесной помощи, покрова и заступления Пречистыя Девы Богородицы, явленных и являемых и над отдельными лицами, и над целыми городами и областями, и над целыми даже народами, как, например, над нашим русским, православно-христианским народом? Наше отечество есть неумолкаемый проповедник безчисленных знамений заступления, даруемых силою Ея. Посвященные имени Ея храмы и многия обители громко возвещают, во услышание всей земли, о неизреченной благостыни великия Заступницы человеческого рода. Прославленныя изображения святейшего лица Ея, созерцаемыя в спасительном избавлении от неизбежных зол, не свидетельствуют ли еще более о сильном Ея предстательстве за нас пред Господом? Не достало бы времени исчислять нам богатства изливаемых Ею милостей на прибегающих к Ея покрову. Вот, братие, причины нашей радости в настоящий день. Для всех нас, христиан, Успение Пресвятыя Богородицы есть самый утешительный праздник.

Чем же ублажим мы с своей стороны Преблагословенную в женах, прославляя нынеблаголепно Ея Успение? — Неуклонным шествием тем путем, коим Сама Пренепорочная восходила к небесному блаженству. Посвященная от юных лет храму Господню, Пресвятая Дева соделалась вместилищем Невместимого; и наше сердце, если твердо будем стоять в вере и гореть любовию к Искупителю своему, Он по благодати сотворит Своею обителью, и самое тело наше покажет некогда сообразным телу славы Своея. Пренепорочная смиренномудрием и скорбным путем достигла высоты величия Своего; так и мы должны сеять слезами, чтобы пожать с радостию плоды блаженства. Она первая последовала примеру возлюбленного Сына Своего в терпеливом несении креста Своего; так и нам предлежит тесный и трудный путь к царствию Божию. Она во всю земную жизнь помышляла о небесной; и мы должны мудрствовать горняя, а не земная, чтобы наследовать житие избранных на небеси.

Не будем страшиться сего трудного подвига; мы имеем в ублажаемой нами Матери Сына Божия верную Споспешнину и теплую Молитвенницу о нас. Мы не постыдимся пред вечным Судиею — Ея Сыном, когда предадим Ей самих себя и весь живот наш — Ея Господу.