ПРОПОВЕДЬ ПРОТОИЕРЕЯ ГЕОРГИЯ БЕНИГСЕНА (+1993Г.) В НЕДЕЛЮ 20-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.

Сын Наинской Вдовы 

(Лк. 7, 11—16)

В двадцатое воскресенье после Пятидесятницы — после праздника Святой Троицы — читается за Божественной Литургией повествование Евангелиста Луки о чуде, которое совершил Господь Иисус Христос в городе, называемом Наии. Господь подходил к вратам этого города в окружении учеников и множества народа, следовавшего за Иисусом Христом в надежде услышать Его проповедь и, возможно, увидеть чудеса, которые нередки сопровождали проповедь Спасителя. Господь приблизился к городским воротам, через которые в это время выносили тело умершего юноши, сына наинской вдовы, единственного ее сына. В похоронном шествии участвовало много народа. Таким образом у дальнейшего события было множество свидетелей: ученики Христовы, сопровождавшая Его толпа и многочисленные участники похоронной процессии. Среди этого скопления Сердцеведец Господь прежде всего увидел горько плачущую мать и, по Словом Евангелия, «сжалился над нею и сказал ей: не плачь».

У городских ворот скрестились два пути: путь смерти и путь жизни. Смерть уносила на кладбище единственного сына вдовы. У городских ворот смерти встретилась с Жизнью, встретилась с Жизнодавцем Христом. Христос, «подойдя, прикоснулся к одру» с бездыханным телом. Ничего не сказал, но «несшие остановились», как бы сердцем ощутив безмолвное повеление Господа. Застыла, остановилась смерть, ощутила свое бессилие перед лицом Жизни. А Тот, в Чьих руках власть над жизнью и над смертью, обратился к бездыханному телу, уготовленному на погребение, и «сказал: юноша! тебе говорю, встань!» Достаточно было этого божественного повеления, этих немногих слов, чтобы процесс смерти, процесс разложения остановился, прекратился, отступил, уступил место процессу жизни. Свидетельствует об этом Евангелист Лука: «мертвый, поднявшись, сел». И не только сел, но «стал говорить». Не открыто нам, что стал говорить восставший от смерти юноша, знаем только, что воскресившая его любовь Христова вернула его пораженной горем утраты матери. Евангелист говорит: «и отдал его Иисус матери его».

Единственный неизбежный факт человеческой жизни —смерть. Все остальное в жизни человека изменчиво. Всякая радость может перейти в печаль и всякая печаль может смениться радостью. Только смерть стоит в конце каждого жизненного пути, и никто не может избежать ее. Если не найти ответа на нее в вере в бессмертие души, в чаянии воскресения мертвых и жизни будущего века, как сказано в Символе Веры, смерть ужасна и бессмысленна, как бы ни украшать ее надеждой на грядущий прогресс будущих поколений.

Страшнее смерти физической смерть духовная. Если вера в бессмертие души и в воскресение мертвых является благословенным ответом на тайну физической смерти, то на проблему смерти духовной ответа нет. Ведет она к вечной гибели. Потому в мире нашем так много людей физически живых, действующих, суетящихся, говорящих, а на самом деле уже мертвых, мертвых потому, что в духовном своем ослеплении не хотят они искать и видеть Того Единственного, Кто сказал Лазарю четверодневному: «Лазарь! иди вон!» (Ин. 11, 43). Того, Кто сказал сыну наинской вдовы: «юноша! тебе говорю встань!»

На такую духовную смерть были обречены поколения юношей и девушек нашего народа. Поклонившее его абсолютное и жестокое безбожие последовательно и упорно лишало их Бога, веры, христианства, православия, Церкви. Лишало безжалостно. Закрывало, разрушало, взрывало храмы. Подвергало надруганию иконы, святыни народные, мощи святых угодников Божиих. Несли народу духовную смерть. Травило своим «опиумом для народа», «научным атеизмом». Процесс богоотрицания и богоборчества был поистине тотальным — от колыбели до могилы, от детского сада до университета. Несогласные или подозреваемые в несогласии уничтожались физически. Их арестовывали, пытали, ссылали, расстреливали. Подвергли этому не одно поколение — несколько десятилетии продолжался этот дьявольский поход на веру, дьявольская борьба за души человеческие.

Казалось, что полная победа зла над добром, тьмы над светом вот-вот увенчается успехом. Милосердный Бог судил иначе. Принял жертву безчисленных мучеников и исповедников. Увидел слезы матери — Отчизны. Остановил колесницу истории, везущую человеческие души на кладбище воинствующего атеизма. «Подойдя, прикоснулся к одру» смерти с божественным повелением: «Тебе говорю — встань». И вот стали мы свидетелями воскресения народной души, раскрепощенной от уз неверия, стали свидетелями исторического чуда — чуда духовного возрождения нации, очнувшейся, пробудившейся от долгого и кошмарного сна, воскресшей от смерти духовной.

21 октября 1990 г.