СВЯТИТЕЛЬ ИОНА, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РОССИИ, ЧУДОТВОРЕЦ (+ 1461).


СВЯТИТЕЛЬ ИОНА, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ
И ВСЕЯ РОССИИ, ЧУДОТВОРЕЦ (+ 1461).

         Память его празднуется 31 марта в день преставления, 27 мая в день обретения и перенесения мощей, 15 июля в день, установленный при прославлении, 5 октября вместе с московскими святителями и всея России чудотворцами и 23 января вместе с Собором Костромских святых
    Святитель Иона был сыном Аносова из города Галина Костромской губернии. В двенадцатилетнем возрасте он поступил в московский Симонов монастырь. Однажды, обозревая местность, митрополит Фотий (память его 2 июля) вошел в пекарню, где проходил послушание Иона, и застал его спящим после трудов. Пальцы правой руки его были сложены как бы для иерейского благословения. Митрополит благословил его и предсказал, что он будет великим святителем. После кончины митрополита Фотия (1431) святитель Иона, бывший тогда епископом Рязанским, был избран его преемником, но в Константинополе уже поставили грека, митрополита Исидора, подписавшего впоследствии Флорентийскую унию. Только после его бегства из России святитель Иона стал митрополитом Киевским и Владимирским. В декабре 1448 года собор русских епископов избрал епископа Иону митрополитом всея Руси; с этого времени Русская Православная Церковь фактически стала автокефальной, независимой от Константинопольского Патриархата. В Грецию написана была грамота, в которой объяснялось, что Русская церковь не разрывает своего союза с Греческою, что поставление митрополита совершено теперь в самой России по великой нужде от турок, по неудобству сношений, да и потому, что в России неизвестно даже, есть ли и патриарх в Царьграде. В 1453 году Царьград был взят турками. Иона утешил патриарха Геннадия посылкой даров и просил у него благословения.
    Во время борьбы великого князя Василия II Темного с его двоюродным братом, князем Димитрием Шемякой (Галицким); святитель Иона поддерживал великого князя и, когда он был низложен, взял детей его на поруки - "на свою епитрахиль" (так говорили тогда) - к себе в Рязань. В его святительство по проискам великого князя Литовского произошло печальное разделение Русской Церкви на северную (Московскую) и южную (Киевскую), что имело для нее весьма тяжелые последствия. Святитель Иона не мог, несмотря на все свои усилия, помешать этому.
    В 1451 г. в отсутствие великого князя татары осадили Москву. Святой митрополит устроил крестный ход по стенам города. Во время него он увидел благочестивого инока Антония, которого он почитал, и попросил его молитв. Антоний ответил, что Господь их молитвы услышал и город будет спасен, а убит будет только он один. И в то же мгновение вражья стрела поразила его. Святитель Иона с честью похоронил его, а 2 июля, в праздник Положения Ризы Пресвятой Богородицы, татары в смятении бежали от Москвы, точно гонимые какой-то неведомой силой. В память этого святитель Иона соорудил на своем дворе церковь в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы.
    Он был великий чудотворец и прозорливец. Так, он исцелил дочь великого князя, боярина Василия Кутуза и многих других. Он предсказал свержение татарского ига, и никто не мог утаить пред святителем помышлений своих. Однажды ночью протопоп Успенского собора Иаков услышал из алтаря голос: "Иаков, пойди скажи рабу Моему Ионе, что так как он просит у Меня ради своего душевного спасения болезни телесной, Я услышал его просьбу: пошлю ему на ногу язву, от которой он умрет, пусть ввиду скорого преставления окончит дела, налагаемые обязанностью архипастыря!" Иаков не посмел открыть свое видение митрополиту. Тогда прозорливый святитель сказал ему, что так как он скрыл то, что ему было возвещено Святым Духом, то Бог возьмет у него супругу, и велел приготовить ее к смерти. Она скончалась через три дня, не будучи больной. А сам святитель заболел язвой на ноге, но не переставал посещать церковь. Скончался он 31 марта 1461 г., в преклонных годах, с молитвой на устах.
    Местное празднование ему было установлено 31 мая со святителями Феогностом, Киприаном и Фотием при великом князе Иоанне III, когда при возведении теперешнего Успенского собора их святые мощи были обретены нетленными. При этом был исцелен больной семилетний сын священника Петра - Симеон. Во время молебна он воскликнул: "Дождь идет!" - а на небе не было и облака. Домой мальчик вернулся здоровым. В то же время получил исцеление немой, которому явился святитель Иона и коснулся его языка.
     В Костромском крае память святителя Ионы более всего почиталась на родной для него солигаличской земле. Примерно в конце XVI -начале XVII века в селе Одноушево (находившемся в одном километре от одноименной деревни - родины святителя) был построен деревянный храм во имя святителей Московских Петра, Алексия и Ионы; в 1775 году деревянную церковь сменила каменная. В 30-е годы ХХ столетия этот храм был закрыт; ныне его здание лежит в руинах. В самой деревне Одноушево сохранилась до наших дней часовня, построенная над родником, у которого, по преданию, будущий святитель в детские годы уединялся для молитвы. В Благовещенском Унорожском монастыре, в 1749 году закрытом и обращенном в приходской храм, в 1814 году взамен деревянного был выстроен каменный храм, один из приделов которого посвящался святителю Ионе (в настоящее время - в полуразрушенном состоянии).
     Примерно с середины XVII века был учрежден ежегодный крестный ход из Солигалича в Одноушево, совершавшийся в первое воскресенье Петрова поста и следовавший на расстояние около 10 верст по берегу речки Светицы. Вот как описывает такой ход (в конце XIX столетия) церковный историк Костромского края протоиерей Иоанн Сырцов:
     "Десятки сребропозлащенных хоругвей колыхались над головами молящихся; целые ряды снесенных из городских храмов, богато украшенных святых икон были предметами общего благоговения... Многочисленный сонм священнослужителей, с настоятелем собора во главе, совершали моление святителям Московским… После молебна из частных ходов составился один общий, который и выступил из города при самой лучшей майской погоде, под гул колоколов со всех городских колоколен, сопровождаемый бесчисленным множеством участников… Во все время хода погода стояла такая, какая бывает только в мае месяце. Солнце, осеняя всех ярко блистающими лучами, как бы ликовало при виде вытянувшейся по дороге на целую версту многотысячной массы благоговейно настроенного народа, и играло на позолоте многочисленных образов, хоругвей, риз… По ту и другую сторону пути и речки ласкает зрение бесконечная изумрудно-бархатная зелень, покрывающая большие поля и луга. Вдали со всех сторон горизонт заканчивается синевою сплошных лесов. Лишь изредка из глубины непроходимых дебрей показывают свои верхушки сельские отдаленные храмы и деревни… Мысли невольно уносились ко временам давно минувшим, когда здесь, среди этой тогда еще девственной природы родился, воспитывался, учился вере и благочестию один из великих столпов Русской Православной Церкви - святитель Иона…"

     (И. Сырцов. Память о святителе Ионе, митрополите Московском, на его родине (Костромские епархиальные ведомости, 1898, № 13, ч. неоф., с. 407-408).