ПРОПОВЕДЬ СВЯЩЕННИКА СЕРГИЯ СВЕШНИКОВА В НЕДЕЛЮ 5-Ю ПО ПАСХЕ, О САМАРЯНКЕ


ПРОПОВЕДЬ СВЯЩЕННИКА СЕРГИЯ СВЕШНИКОВА В НЕДЕЛЮ 5-Ю ПО ПАСХЕ, О САМАРЯНКЕ.

«Дай мне этой воды!»

         Христос воскресе!

         На прошлой неделе мы слышали евангельское повествование о целительной купели в Иерусалиме и о том, как Христос, Источник всех исцелений, восставил расслабленного человека.  И как бы вместе с расслабленным, мы просили Спасителя восставить и наши души, парализованные грехами.  В среду мы праздновали Преполовение Пятидесятницы, вспоминая проповедь Спасителя в иудейской синагоге о том, что Он пришёл всего человека исцелить (Ин. 7, 23) и дать ему жизнь; и в память о том, что Христос есть источник этой жизни (Ин. 7, 37), мы освящали воду, моля Бога через вещество воды подать нам Свою благодать, исцеляющую наши души и тела.  Сегодня, как бы продолжая указывать нам на спасительную купель, на чистый источник, Святая Церковь преподаёт нам Евангельский рассказ о том, как Христос Сам уподобляет Своё пришествие к нам живоносной воде, утоляющей всякую жажду и текущей в жизнь вечную.

         Идя из Иудеи в Галилею, Христос проходил через Самарию (Ин. 4, 4), где жили потомки десяти колен израильских.  Разделённые сначала по политическим, а затем и по религиозным причинам, иудеи и самаряне обычно избегали взаимного общения.  Устав от дороги, Христос присел отдохнуть у древнего колодца Иаковля около города Сихарь, где некогда Авраам приносил жертву Богу (Быт. 12, 6-7), и попросил воды у женщины, пришедшей черпать из колодца (Ин. 4, 7).  Христос заговорил с самарянкой, по-видимому, чувствуя её ищущее сердце; и после разговора с женщиной Спаситель воскликнул, что созрели души человеческие (Ин. 4, 35), уставшие от бесплодных поисков, и готовы уже к принятию Слова Божия.

         Просьба Господа дать Ему воды, удивила самарянку потому, что иудей не брезговал говорить с ней и даже напиться из её рук (Ин. 4, 9).  Видя, что женщина серьёзно относится к своей вере и уважает традиции иудеев, Христос открывается ей и, используя символику воды, говорит ей Кто Он (Источник жизни) и зачем Он пришёл (дать жизнь всем, кто её жаждет) (Ин. 4, 14).  Самарянка, по-видимому, не поняла символических слов Христа и решила, что Он чудак —предлагает ей воду, а у Самого нет ни ведра, ни почерпала (Ин. 4, 11). Однако всё же сказала полушутя: «Господин, дай мне этой воды!» (Ин. 4, 15).  Тогда Христос помогает ей, направляет её чудесным образом через пророческие слова о её жизни (Ин. 4, 17-18).  И вот, увидя перед собой уже не чудака, а пророка, женщина спрашивает Его о самом для неё главном.  И вновь мы видим чистое сердце самарянки: самым главным для неё оказывается не то, сколько у неё ещё будет мужей; не то, выиграет ли она лотерею или нет и какие номера будут выигрышными; не то даже, сколько ей ещё жить осталось, — а то, как жить: где и как поклоняться Богу (Ин. 4, 20).

         Чем современные люди отличаются от древней самарянки?  Тем, пожалуй, что та пять мужей имела, и тот, с кем она жила, не был ей мужем.  В современном обществе часто одного мужа или жену имеют, а с пятью живут без брака.  В остальном же, мы всё те же: мы продолжаем жаждать, продолжаем искать, чем бы заполнить нашу жизнь, продолжаем упиваться временным, мимотекущим, не утоляющим нашей жажды о вечном, о небесном.  Мы ищем смысла жизни в вещах земных, забывая, что созданы для небесного.  Мы продолжаем ползать, волоча за собой крылья, данные Спасителем.  Мы измеряем человека по его успехам на работе, по его дипломам, по его развлечениям, или, как у Толстого, по тому, сколько он насадил яблонь, не памятуя, что взрастить-то нужно лишь одно семя, но то, которое посажено Богом.  Мы стремимся наполнить наши желудки, вместо того, чтобы наполнить сердца.  Даже от Христа мы ожидаем здоровья, денег, удачи и часто жалуемся, что нет у Него ни ведра, ни почерпала.  А вот о том, где и как поклоняться Богу мы уже и не заботимся — в современном обществе это не принято, даже неприлично: ведь всё по-своему духовно, да и что есть истина?

         Измученные, использованные, опустошённые, отдавшиеся кому и чему угодно уже не то пять, не то шесть раз, мы продолжаем тянуть глиняный кувшин из старого колодца и продолжаем жаждать.  Но Христос уже ждёт нас, Он не брезгует говорить с нами, Он готов принять нас даже такими, какие мы есть — заблудившимися, непонимающими, насмешливыми, «всё испытавшими» (1 Сол. 5, 21), но хорошего так и не удержавшими.  Он хочет дать нам жизнь.  И мы говорим: «Ну дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать» (Ин. 4, 15), и Он даёт «с избытком» (Ин. 10, 10).

         Уподобимся же древней самарянке.  Оставим своё ведро у старого колодца мирского безразличия, из которого и «сам[и] … пил[и], и дети [наши], и скот» (Ин. 4, 12), полного мутной жижи мирской суеты, и почерпаем из чистого неиссякаемого источника Христова воды живой, «еюже напоившися обильно, Царствие вышнее наслед[уем] вечно» (кондак Недели о самаряныне).  Найдём в нашей не всегда правильной жизни правильную основу, крепкий фундамент веры; зададим правильный и единственно важный вопрос, чтобы и о нас Христос мог сказать: «Возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве» (Ин. 4, 35).

         Аминь.