ТОЛКОВАНИЕ ПРОТОИЕРЕЯ АЛЕКСАНДРА СВИРЕЛИНА (+1906Г.) НА ЕВАНГЕЛИЕ В НЕДЕЛЮ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ.

(Лк. 18, 10-14)

Примечание

С этой недели святая церковь приготовляет христиан к великому посту и возбуждает к покаянию. Так как началом греха и падения человека была и есть гордыня, а тайна нравственного возвышения заключается в смирении, то в первую приготовительную к посту неделю святая церковь назначила читать евангелие о смиренном мытаре и гордом фарисее, чтобы на пути покаяния и молитвы посеять в наших сердцах смирение и изгнать из них гордость.

Содержание

В евангелии о мытаре и фарисей показываются, во-первых, свойства гордого фарисея (ст. 10-12), во-вторых, свойства смиренного мытаря (ст. 13) и, в-третьих, осуждение гордости и оправдание смирения (ст. 14).

Изъяснение

Ст. 10. Два челобека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.

Слово «мытарь» происходить от «мыто», что значит «пошлина». Это название давалось у иудеев откупщикам, которых римляне определяли для сбора общественных податей, преимущественно в городах, славившихся промышленностью и торговлею.

Фарисеи были учителями народа иудейского и считались первыми знатоками закона. Они ничем столько не дорожили, ничем столько не хвалились, как внешним, строгим исполнением законных обрядов. Чтобы быть заметнее и отличнее от других, они ходили в длинной одежде, испещренной нашивками с надписями из священного писания; и когда шли, то дорогою беспрестанна шептали молитвы; несколько раз в день совершали омовения, чтобы казаться безгрешными; принимали постные лица, чтобы считали их людьми благочестивыми. С таким наружным благочестием и упоминаемый в евангелии фарисей пришел в храм и стал на молитву.

Ст. 11-12. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, чего приобретаю.

Здесь описываются свойства фарисея, пришедшего в церковь помолиться. Он встал в церкви на особом видном месте и тем выделял себя от других. В молитве своей он только высчитывать свои добродетели и осуждал других. «Боже! Я знаю, что вполне заслужил Твое благоволение верностью Твоему закону, почему мне ничего не остается, как только благодарить Тебя — Боже, хвалу Тебе воздаю, — другого рода молитвы я не нахожу для себя. Иное дело, если бы я заслужил чем гнев Твой, — тогда я стал бы молить Тебя о помиловании. Но я не хищник, не прелюбодей, не обидчик, как вот этот мытарь, пощусь, кроме положенных постов, два дня в неделю и подаю нищим десятую часть не от плодов только земных, как предписано в законе (Лев. 27, 30; Втор. 14, 22), а из всех своих доходов. Посему приношу Тебе не молитву покаяния, а молитву благодарения».

Ст. 13. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!

Здесь описываются свойства смиренной молитвы мытаря. Он стал на молитву совсем с другим расположением сердца: он не выступил, подобно фарисею, вперед, но с благоговейным трепетом остановился издалеча— у порога церковного, позади всех; не смел от сознания своей греховности поднять своих глаз к небу, а в сокрушении духа о своих грехах ударял себя руками в грудь и с глубокими вздохами творил смиренную молитву о помиловании и прощении грехов, говоря: Боже! Буди милостив во мне, грешнику!

Ст. 14. Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя бозбысится.

Немногословна была молитва мытаря, но принесла великий плод. Он удостоился благодати Божией, милующей грешника, и вышел из храма в дом свой оправданным и найден в очах Божиих достойнейшим, нежели гордый фарисей, человек, повидимому, добродетельный.

Слова всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится имеют глубокий смысл и действительное приложение к нравственной жизни каждого христианина. Кто много думает о себе и считает себя праведным и благочестивым человеком, тот не замечает в себе нравственных недостатков, зло растет в том более и более, худые навыки укрепляются в его душе глубже и глубже, и, таким образом, он, возвышающий себя, незаметно падает с высоты нравственной жизни и осуждается Богом. Смиренный человек, напротив, строго следит за своими мыслями, желаниями и чувствами и, замечая в них уклонения от закона Божия и греховность свою, кается и старается исправить себя, — таким образом, унижая себя, он более и более возвышается в нравственной жизни и приобретает себе благоволение Божие.