СЛОВО ЕПИСКОПА ФЕОДОРА (ТЕКУЧЕВА) (+1985Г.) В НЕДЕЛЮ 23-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.
Об исцелении гадаринского бесноватого и об очищении от страстей.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные братие и сестры!
Сегодняшнее евангельское чтение из Евангелия святого апостола и евангелиста Луки посвящено исцелению гадаринского или, что то же, гергесинского бесноватого, о котором (как одном из двух) говорится и в Евангелии от Матфея (8, 28-34).
Приплыв по Геннисаретскому озеру в страну Гадаринскую, лежашую против Галилеи (Лк. 8, 26), Господь наш Иисус Христос повстречал там несчастного бесноватого, пребывавшего в таком состоянии в течение многих лет, и чей образ жизни был ужасен. Он был полураздет, жил в пещерных гробницах, порой его — в периоды особого беснования — связывали железными узами. Но и их он, гонимый бесами, ухитрялся разрывать, устремляясь затем в пустыню.
И вот Господь исцеляет этого несчастного человека, изгоняя из него бесов, — и как он тут же изменяется! Он становится спокоен, оболчен (то есть одет) и смыслящ, садясь при ногу Иисусову (Лк. 8, 35).
В определенном смысле этот бесноватый является, по сути, образом скопления страстей, которыми бывает порой охвачен человек, становясь тем самым тоже как бы бесноватым — немирным, неспокойным, а то и раздражительным, гневным или даже буйным. Страстиразрывают человеческую душу — подобно бесам, и человек тогда не находит себе покоя, и вид его становится тоже неблагообразен.
И здесь необходимы и становятся целительными только смирение, покаяние в этих страстях и грехах, желание освободиться от них: стоит такому грешнику только искренне исповедаться в них и отказаться от своих греховных пристрастий, — и вот он уже становится и кроток, и смирен, и покоен душой. И тогда он уже оказывается способен без конца сидеть у ног Иисусовых, слушая Его вечные глаголы и питая себя, свою душу, Его живительными словами, заживляющими, подобно бальзаму, все наши душевные раны.
Можно сказать, что такой человек становится совсем иным — настолько разительная происходит в нем перемена, когда он нагоняет из души свои страсти: он исцеляется, подобно гадаринскому бесноватому, тоже ведь ставшему совершенно другим человеком. Он готов ужебыть вечно со Христом.
И именно об отсутствии у многих такого сопребывания со Христом скорбел преподобный Серафим Саровский, восклицая: «Ну почему же человек не может все время служить Господу, как Ангелы?»
Ведь это же факт, что даже мы, русские люди, принадлежащие к народу, который некоторыми писателями называется народом-Богоносцем, народом-Богоискателем, не рвемся все как один в храм Божий, и раскольники наши не устремляются к Истинной Церкви-Матери, а, напротив, многие отходят от храма Божия, от благодати спасительной нашей Церкви, от благодатной веры во Христа, Господа нашего? Это показывает, что слишком, слишком многие из нас охвачены страстями и крепко связаны ими, как узами, подобными тем, которыми был связан несчастный бесноватый в земле Гадаринской.
Но кто же может разорвать эти узы наших страстей? Только опять же Господь Иисус Христос, изгнавший целый легион бесов из гадаринского бесноватого. Ведь и тогда никто, кроме Господа, не мог изгнать их — только Господь. И даже если впоследствии бесовизгоняли и святые апостолы, говоря: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем (Лк. 10, 17), а также и другие угодники Божии совершали это — вплоть да отца Иоанна Кронштадтского, то и они это делали лишь силою Божией.
И наши собственные страсти ныне также может изгнать только Господь Иисус Христос, и очиститься от них мы можем только при помощи Божией. Пред Господом бесы бессильны. И в случае с гадаринским бесноватым они лишь просили Иисуса не повелеть пойти им в бездну, но войти хотя бы в стадо свиное, пасшееся поблизости в горах. И вот, по повелению Господню, они вошли в это стадо, которое, взбесившись от этого, бросилось с крутизны в море, где и утонуло. И недаром здесь свиньи — как общепринятый образ нечистоты — являются, по сути, тоже образом страстей человеческих.
О, если бы и из человека все страсти вот так же бы выходили и погибали? Тогда бы и он, очистившись от них, подобно гадаринскому бесноватому, начал бы приходить в себя и, опамятовавшись, стал бы спрашивать себя: «Что же я делал? В страстях своих был я, как скотнесмысленный, и уподобился им» (ср.: Пс 48, 13). Он стал бы умиротворяться и успокаиваться — как ребенок на руках матери.
Но почему же человек не ищет такого успокоения? Потому что страсти пленили и крепко держат его крепче цепей. Потому что он соделался рабом и служителем своих же страстей. У курильщика — папироска, у пьяницы — алкоголь, и они держат каждого такого их узникапуще кандалов. И всякая страсть содержит человека в неволе, в духовном рабстве. И как только пожелает он освободиться, как только приступит к этому, так тут же почувствует всю связанность своими страстями и всю трудность победы над ними. Тогда-то ему и понадобится всесильная помощь Божия, единственно с которой он и окажется способен преуспеть в деле достижения духовной свободы.
Будем же стремиться к ней в течение всей своей жизни, будем искать освобождения от наших страстей с помощью Божией, с помощью Христовой. Помощь же эту мы можем получить только в Церкви Его.
Несмотря на то что Церковь переживает сейчас тяжелый период существования, она не потеряла своей силы, своей Истины. Она и сегодня обладает, как и ранее, всей необходимой для нашего спасения благодатью, доселе обладает Истиной Христовой, — и верим, что ЦерковьБожия соблюдет ее до скончания века и во веки останется непоколебима, по слову Господа, обещавшего нам, что врата ада не одолеют ее (Мф. 16,18)!
Но почему же тем не менее Церковь духовно переживает ныне столь тяжкий период своего вечного существования?
Это зависит уже от нас, и только мы сами виноваты в этом. Что мы наблюдаем сегодня в мире? Мы видим значительный отход от Церкви, видим забвение Церкви слепотствующим народом, видим нарушение ее обычаев и охлаждение к ней, видим идущие в ней от этого расколы и разделения.
И как некогда легион бесов пребывал некогда в гадаринском бесноватом, точно так же заполоняют они и сегодня человеческие души: толпы их так и ходят среди сегодняшнего несчастного мира, так и шныряют среди нас, чтобы отвратить от вечного спасения, от Церкви Божией, насажденной в мире Господом нашим. Цель их — сделать бесплодным в наших душах великий подвиг Господа Иисуса Христа, который подъял Он на Себя ради нашей вечной жизни, сделать бесплодным пролитие Его крови ради нас и нашего ради спасения, крови Безгрешного Агнца, принесенной в жертву ради Искупления всего человеческого рода! И потому особенно приложимы к современному миру слова, сказанные некогда святым апостолом Петром: диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити (1 Пет. 5, 8).
И действительно, диавол ныне успел уловить многих в свои смертельные сети. Прежде всего, он старается поколебать саму веру сомнениями, чтобы затем и отстранить от нее слабых духом, лишив их вечной блаженной жизни. Старается отстранить от Церкви, этого единственного источника благодати, молитвы и силы, старается представить саму веру как дело маловажное, ничтожное, незначительное и неинтересное, старается отвести человечество от спасения.
И вот, когда он порой успевает в этом страшном деле, когда он отстраняет какого-либо человека от главного в его духовной жизни, то может на время даже и отступить от него, оставить его в кажущемся покое, — ибо он уже преуспел в главном: без веры и Церкви спасение такого отпадшего от них человека становится невозможным!
На людей же, ревностно относящихся к вере Христовой, с любовию работающих вере и Церкви, стремящихся к христианским добродетелям, он нападает с особенной силой, и противостоять ему можно только силою Божией. В битве с диаволом единственная помощь нам — благодать Божия, приобретаемая только глубокой верой и жизнью в Церкви.
Будем же молить Христа Бога о даровании нам этой Его благодати, будем просить всадить в наши сердца еще большую ревность о Его Церкви и еще более возгреть в душе каждого из нас драгоценный огонь веры и любви к Нему, Спасителю и Господу нашему, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.