СЛОВО ЕПИСКОПА ФЕОДОРА (ТЕКУЧЕВА) (+1985Г.) В НЕДЕЛЮ ПЕРЕД ПРОСВЕЩЕНИЕМ (БОГОЯВЛЕНИЕ).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Уготовайте путь Господень, правы творите стези Его (Мк. 1, 3) — так вопиял святой Иоанн Предтеча в пустыне, подготавливая народ к принятию грядущего за ним Христа Спасителя.

Весь дохристианский мир сидел во тме... и сени смертней (Мф. 4, 16). И святой Иоанн готовил этот мир к пришествию Грядущего Света, Христа, — покаянием. Само же явление в пустыне великого аскета и проповедника покаяния, святого Иоанна Предтечи, стало предрассветной зарей христианства, радостной вестью о приближающемся уже к нам Божественном Свете. Став сам предваряющим этот рассвет светильником, разгоняющим греховную тьму мира и указующим на истинный Свет, нисшедший в него, — на Христа, он возглашал: Се, Агнец Божий, вземляй грехи мира (Ин. 1, 29). Об этом прекрасно говорится и в праздничном каноне Богоявления, где святой Иоанн, этот «глас Словесе, светильник Света, денница Солнца, Предтеча в пустыни, покайтеся, всем вопиет людем, и предочиститеся: се бо предстоит Христос, от тли мир избавляяй» (ирмос 6-й песни канона).

Проповедь святого Иоанна в пустыне была началом оздоровления человечества. Совершенное же оздоровление ему нес Грядущий за ним Христос: грядет креплий мене вслед мене, Емуже несмь достоин преклонься разрешити ремень сапог Его: аз убо крестих вы водою: Той же крестит вы Духом Святым (Мк. 1, 7-8). И мы знаем, какое оздоровление человечеству принес Христос! Многие принявшие Его спаслись, вошли в Царство Небесное, унаследовали жизнь вечную. Господь основал на земле Свою Святую Церковь, постоянно подающую верующим благодатные и спасительные силы к духовному исцелению, — в частности, в Таинстве покаяния, постоянно слагающего с нас греховные узы.

К сожалению, немало и таких, которым ни проповедь святого Иоанна Предтечи, ни пришествие Самого Христа в мир, ни Церковь Христова — не принесли никакого оздоровления... И это не потому, что та же Церковь не смогла этого сделать, а потому, что они сами не восхотели. Как говорил и Господь наш Христос, обращаясь к Иерусалиму: сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели (Мф. 23, 37)! И действительно, многие так и не приняли Христа, отвергли Его. А если где-то и приняли, то потом забыли Его. Многими Христос и доныне не признается, и нет Его в их понятиях. Он не освещает путь их жизни. Многие отступили от Христа, и великое множество людей в наше время далеко отстоит от Церкви. Но «вне Церкви — нет спасения». Церковь — это врата, которые дал нам Господь, те врата, через которые мы входим в Царство Небесное. И забвение Христа, Его Церкви, естественно, не могло отступивших от Него поставить на те стези правыя, о которых вопиял святой Иоанн Предтеча. И действительно, в наше время многие храмы не уподобляются ли пустыне, а наши проповеди — гласу вопиющаго в пустыни (Мф. 3, 3)?

Но и забывшим ныне Христа, отступившим от Него, никогда не поздно вернуться к Нему, к Его Церкви, дабы вновь стать на правые пути наследования вечной жизни. И стоит только кому-либо захотеть пойти этими путями, как сразу же ему начинает подаваться помощь свыше — для следования по ним. На путях к Церкви, к вечному своему спасению человек никогда не остается один. Господь всегда содействует ему, ибо радость... на небеси бывает более об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Лк. 15, 7). Так и о возвращающемся к Церкви, к вере, ко Христу. И ныне забывшие Церковь не могут сделать более мудрого шага, как только вернуться к ней.

Отошедшие от Церкви, забывшие ее, вернитесь!

Вернитесь — как к утерянному вами сокровищу — и станьте на пути правые, христианские, справедливые, по заповедям Божиим. Тогда-то и воцарится в сердцах и душах ваших мир, превосходящий всякое разумение.

Уставшие и изнемогшие душою вдали от Христа, вернитесь к Нему, и Он упокоит вас! Как говорил и Сам Он:Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы (Мф. 11, 28).

Пойдемте же все в жизни нашей за Христом — по путям правым, по стезям евангельским, по заповедям Божиим — к миру, духовной радости, к наследованию вечной жизни. Аминь.

1954 г.