СЛОВО ЕПИСКОПА ФЕОДОРА (ТЕКУЧЕВА) (+1985Г.) В НЕДЕЛЮ ПО ПРОСВЕЩЕНИИ (БОГОЯВЛЕНИИ).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Повествуя о прибытии Господа Иисуса Христа в Галилею после взятия под стражу Иоанна Крестителя, святой евангелист Матфей вспоминает пророчество святого Исаии пророка и говорит: людие седящии во тьме видеша свет велий, и седящым в стране и сени смертней, свет возсия им (Мф. 4, 16). Тем самым он особенно подчеркивает мысль о том, Господь приносит с Собою всем нам свет.

До Христа человечество находилось во тьме, в грехе, заблуждении и нечестии. И лишь Христос начал призывать человека к покаянию, дабы тот встал на путь приобщения к Его Свету. Как продолжает евангелист: Оттоле начат Иисус проповедати и глаголати: покайтеся, приближися бо Царство Небесное (Мф. 4, 17). Именно об этом ниспослании нам, грешным, света Христова и говорит еще одно именование нашего праздника Крещения Господня — Просвещение.

Христос, Сам будучи для всех нас Божественным Светом, принес в мир Свое светлое Божественное учение, а крестные страдания Его ради спасения рода человеческого завершились ниспосланием нам Духа Святаго. Благодаря же Духу Святому стало возможным и духовное просвещение, по сути, всего человечества, стало возможным наше приобщение к Свету Христову, наше освобождение от тьмы, от всякого порока, греха и сени смертней.

Таинство крещения восстанавливает в нас способность к принятию Света Божия, освобождая нас от «ветхой», еще со времен Адама, греховной тьмы, а Таинство покаяния очищает нас и впоследствии, на всех путях нашей жизни, от находящей тьмы наших собственных грехов, возвращая нас вновь к состоянию просвещенности Божественным Светом Христовым.

Просвещают нас и чтение, и слышание слова Божия, и следование заповедям Господним, указующие, как сияющие светильники стезям нашим, куда нам идти и что нам делать, дабы вновь не впасть в погибельную область «страны и сени смертней». Поэтому, дорогие, почаще заглядывайте в дарованное нам Самим Господом Его Божественное слово, — только оно и укажет вам путь к вечной жизни, только оно научит вас, как поступать, чтобы не лишиться ее. Обращайтесь к нему — и слово Божие научит вас всему!

Ничто в мире не сравнится с духовной высотой христианского учения и его всепросвещающим совершенством! Возлюбим же всей душою Свет Христова учения, будем не на словах, а всей жизнью своей следовать ему, чтобы не остаться нам навеки во тьме греховной.

Будем укрепляться в этом крепкой верой и искренней любовию к Источнику Света — Господу нашему Иисусу Христу, даже если ради этой любви придется нам и положить свою жизнь... Но не это ли совершил ради Своей любви к нам, явленной нам ка Кресте, и Сам Он? Не то же ли самое совершили и верные ученики Его — апостолы, оставив все и последовав за Ним, чтобы, свидетельствуя Ему любовь своими страданиями и даже смертию за Него, обрести Его Вечный Свет и вечную Жизнь? И разве, видя этот Свет в Нем, бесчисленные мученики за веру не предпочитали умирать с Ним, нежели жить — но без Него? Никакая лесть, никакие угрозы не могли заставить их отречься от Его Света...

Мы же — слабые христиане, и потому без всяких угроз, без всяких мучений так часто забываем Христа, направляя наши стези в греховную тьму! Но неужели же мы хотим вновь вернуться в бездуховную ночь, в беспросветный мрак, в холодную смертную сень, в которой мир пребывал до Христа?

Да не будет сего! Это стало бы подлинным нашим безумием!

Напротив, взыщем все одного лишь Христа и Света Его. Ибо без Света Божия нет подлинной жизни — ни здесь, ни за гробом. Так пусть же сияет он не только в святых наших храмах, но и в душах наших...

Где, человек, твое вечное счастье, где твое утешение, где твое спасение? Оно — во Христе! Не оставим же Его никогда, ибо претерпевый... до конца, той спасен будет (Мф. 10, 22). Только так и сможем мы соделаться наследниками вечных, обещанных нам благ во Христе Иисусе, Господе нашем, Ему же слава, честь и поклонение вместе со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

1954 г.