ПРОПОВЕДЬ АРХИМАНДРИТА ТИХОНА (АГРИКОВА) (+2000Г.) В НЕДЕЛЮ 20-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. 

Не плачи!

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Солнечный летний день. В прекрасной палестинской местности расположен городок Наин. Обычно он тихий, спокойный. Но сегодня там слышатся плач и вопли. Что за толпа выходит из городских ворот?

Женщина, бедная вдова, навеки прощается со своим единственный сыном; бедная мать хоронит свое дитя. Угасла ее единственная радость, не стало единственной надежды и опоры... В толпе то и дело слышатся вздохи и возгласы сожаления, сочувствия. А уж ей-то, матери, каково? Она осталась совсем одна, сын, молодой, сильный, уходит в могилу. Его провожают в последний путь... Кто в силах утешить ее в этом безысходном материнском горе?

Навстречу печальной процессии движется группа людей, и в толпе уже зашептали. То Иисус, великий Пророк, недавно появившийся в Иудее. Ходит Он по палестинским дорогам, окруженный преданными учениками, но слух о Нем облетел всю страну. Он уже стольких исцелил, утешил... Кажется, никакое горе, никакая болезнь, скорбь не могут превзойти Его благодатной силы. И вот Он, Утешитель плачущих и скорбных, идет навстречу. Сколько любви, сколько понимающего сочувствия в Его взоре! Он не остается безучастным к материнскому горю, готов помочь безутешной вдове. «Не плачи», — слышится Его спокойный, кроткий голос (Лк. 7, 13).

«Не плачь! Я знаю, как тяжело тебе. Я вижу, что с сыном уходит твоя жизнь... Но не плачь, Я помогу тебе, Я не могу тебе не помочь...» Мать стоит и чувствует силу Его слов, но еще не может поверить, не знает, о чем это Он... А Господь уже стоит возле гроба, уже обращается к бездыханному телу: «Юноша! тебе говорю, встань!» (Лк. 7, 14).

О дивное чудо! Мертвый ожил, сел и стал говорить (Лк. 7, 15). Мать не помнит себя от радости, а присутствующих охватывает изумление и невыразимый страх. Великий пророк восстал в Израиле, и Бог посетил народ Свой (Лк. 7, 16). Так милосердие встретилось со скорбью и погасило ее.

Дорогие мои, в утешение вам хочу сказать, что хотя происходило это давно, но могло быть и в наши дни. Милосердие Божие не ушло с земли. Господь и теперь пребывает между нами, изцеляя всяк недуг и всяку язю в людех (Мф. 4, 23). «... Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Мф. 28, 20) — это не пустые слова, это истинное обещание нашего Господа Спасителя. И теперь Своим благодатным утешением Он утоляет всякую скорбь, утешает во всякой печали, вселяет надежду при самых непоправимых потерях. «Не плачи, говорит Он тебе, потерявшей родных, любимого мужа, единственного сына, оставшейся одинокой, бесприютной, безутешной. — Настанет час, и вы снова увидитесь, насладитесь вечной общей радостью в Моих небесных селениях».

«Не плачи, — говорит Он страдающему тяжелой, неизлечимой телесной болезнью, не отчаивайся, не ропщи, твое тело тлеет, а душа обновляется для лучшей жизни на небе. Не плачи, и ты, изнемогающий от тяжелой внутренней борьбы, от болезней душевных, от грехов. Я вижу твои старания и твою немощь, ты ничего не можешь без Меня, но Я исцелю тебя Своим прощением. Я исцелял не таких, как ты, убелял самые что ни на есть почерневшие души, только ты будь бодр и верен Мне. И ты, обиженный, поруганный, оклеветанный, страдающий невинно, ты тоже не плачь. Тебе очень тяжело, но ведь Я Сам все это перенес, и тебе теперь надо бы радоваться тому, что идешь Моим путем».

Не плачьте и вы все, дорогие мои. В нашей жизни нет места безнадежным слезам. И то правда, что скорбей у нас очень много. Так было, есть и будет, так и должно быть. Земля для нас, грешных, — место изгнания, здесь — время испытания, а мы, слабые, малодушные, унываем, плачем, порой только тогда и обращаемся к Богу, когда постигнет нас скорбь. Господь милосердный всегда принимает и утешает, даже в небольших скорбях. Но по-настоящему мы должны плакать не об этих, пусть и тяжелых, но все-таки временных испытаниях и лишениях. Господь ублажил плачущих о грехах своих, о неисправимости, о неспособности к труду, добру, о многих страстях, гнездящихся в сердце. Вот о чем надо плакать, потоки слез проливать! А мы об этом как раз и не плачем, и на исповеди-то ни слезинки нет у нас... И святые отцы заповедали нам плач как единственный способ очищения души, как верную защиту от новых падений. Они и сами жизнь свою проводили в подвигах, постоянной слезной молитве и нам заповедали идти этим путем.

Преподобный Пимен Великий говорит: «Желающий избавиться от живущих в нем грехов плачем избавляется от них, и желающий не впадать вновь во грехи плачем избегнет от падения в них». Это путь покаяния, преданный нам Писанием и отцами, которые изрекли: «Плачьте, другого пути, кроме плача, нет...» Сколько же у нас причин, сколько побуждений для спасительного плача! Мы должны плакать о прошлых своих грехах, о нынешней греховной жизни, о неисправимости своей, плакать о своей будущей участи — будем гореть в огне гееннском, если здесь слезами не погасим свои страсти. Плакать о наших погибающих ближних. Эти слезы Богу дороже всего, их Он соберет в золотой сосуд и воздаст вечной радостью за эту печаль ради Бога, которая, по слову апостола, производит неизменное покаяние ко спасению (2 Кор. 7, 10).

«Сеющии слезами, радостию пожнут», — говорит древний царственный пророк (Пс. 125, 5), сам изведавший силу и пользу покаянных слез.

Так будем же, возлюбленные, пока не поздно, сеять слезные семена спасительного покаяния и смирения, которое ублажает Господь. Будем меньше печалиться о земном, меньше обращать внимания на временные печали, а больше заботиться о вечной пользе для своей бессмертной души. Будем просить у Господа великого дара этих благодатных слез, которые очищают, облегчают грешную душу, которые Сам Господь обещал утолить и вознаградить вечной радостью спасения.

Юная девица много раз оскверняла землю мерзостью своих грехопадений, казалось бы, что и в аду нет ей места, что душа ее стала чернее черного. Но, Боже Ты наш, кто из смертных в силе изобразить Твою любовь к падшему человеку?! Кто может понять бездну Твоего снисхождения к любому грешнику?.. И вот эта грешница, которая своими скверными делами губила многие юные души и даже святыни оскверняла, заплакала о своих содеянных грехах. Прошла время, милосердный Господь и ей сказал: «Не плачи, слезы твои уже очистили язвы твоих грехов... Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9, 13). И кто бы мог подумать! Великая блудница стала Ангелом. Во время молитвы она поднималась от земли и стояла на воздухе. Это была Мария Египетская.

Возлюбленные братия и сестры, и мы будем плакать не о земных потерях, но о своих грехах, чтобы нам не потерять вечной жизни. Аминь.