СЛОВО СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА (БЕЛАВИНА), СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ, ИСПОВЕДНИКА (+1925Г.) СКАЗАННОЕ В ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ, ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ЕРМОГЕНА.

«Возсия ныне седмица всечестная, священных постов, телеса и души всех просвещающая» (из канона сырного понедельника). 

«Постное время светло начнем, лучами сияюще светлых заповедей Христа Бога нашего, любве светлостию, молитвы блистанием, чистоты очищением, благомужества крепостию; яко да светоносни предварим во святое и тридневное воскресение, осияваюшее нетление миру» (2-й седален утрени понедельника). 

Вот наступает, братие, воистину неделя просвещения, хотя совсем не в том смысле, как ныне названа и понимаема она нашими мирскими правителями. 

Наступает пост, а он правильно по-христиански понимаемый, как не только воздержание от брашен, но как «злых отчуждение, ярости отложение, похотей отлучение», — является действительно «просвещением душ наших, когда мы отлагаем дела тьмы и облекаемся во оружия света» (стихира на вечерне). Он — «царица добродетелей, мати целомудрия, проповедник покаяния, спасение человеков» (стихира на утрене понедельника), только бы проходим он был нами «не во вражде и брани, не в зависти и рвении, не в тщеславии и лести сокровенней, но в смиренномудрии, якоже и у Христа» (канон вторника сырного). 

И если бы мы, братие, все это не только исповедовали устами и провозглашали с церковной кафедры, а и сердцем веровали в правду этого и на деле осуществляли и воплощали в своей жизни, тогда бы давно уже воссияло спасение и для каждого из нас и для всей Русской земли от тех бед и обстояний, которые ныне обышедша и обыдоша нас. 

В дивной службе священномученика Ермогена, память коего мы ныне празднуем, возглашается устами святителя «спасение Руси — от Церкви Православной» (4-я стихира на «Господи, воззвах»). «Аще и пенится житейское море, аще и беснуется воздвизаемо напастею бурею, не потопити ему корабля Иисусова: не погибнет Русь православная и Богом любимая, и не бойся малое стадо, яко благоизволи Господь дать нам царство, на камене бо веры и правды стоим. Тако верова святитель и тем по вере восприят, и яко добрый кормчий правил кораблем Российской державы к тихой пристани Православной Церкви» (тропарь 8-й песни канона), от неяже ныне чает спасения страждущая страна наша. 

Чем же и как может ныне помочь Церковь Родине нашей?

Быть может, тем, что будет способствовать восстановлению монархии и посадит опять на престол царя? Знаем, что недоброжелатели Церкви и духовенства такое подозрение приписывают нам и ставят в тяжкую вину, обвиняя нас как явных и скрытых контрреволюционеров. Пусть успокоятся. Установление той или иной формы правления государства — не дело Церкви, а самого народа. Будет ли царь, будет ли конституция, будет ли президент Российской республики, это решит сам народ, а Церковь не связывает себя на веки определенным образом правления, ибо таковой имеет лишь относительное историческое значение. Церковь несет другое служение: она является и должна быть совестью государства. Подчиняясь власти в делах мирских, Церковь говорит ей, что власть поставлена Богом для того, чтобы служить народу, пещись о его истинном благе, защищать его интересы, и только такую власть — и такой строй — она может благословить, которые приносят людям мир и правду, а не насилие, обиды и классовую вражду. Быть может, от Церкви ожидают помощи в том, что она благословит иностранное вмешательство в нашу разруху, что она будет звать «варягов» прийти и помочь нам наладить наши дела. Те, которые «боятся страха, идеже не бе страх» (см.: Пс. 13, 5; Пс. 52, 6): и говорят, что патриарх обещал неведомому ему Локкарту отслужить благодарственный молебен, когда придут союзники и свергнут теперешних правителей. А патриарх заявляет, что он денно и нощно будет благодарить Бога и к тому приглашать верующих, если в страждущей Родине нашей водворится, наконец, прочный порядок; но он думает, что это настанет не тогда и не оттого, что придут иностранцы и водворят у нас порядки (пример тому Украина), а тогда, когда мы сами уразумеем наконец, что нельзя дальше жить так, как мы живем теперь, что мы задыхаемся в атмосфере ненависти и лжи, что нечего для спасения ждать человек со стороны, а нам, как евангельскому расслабленному, по слову Христа, нужно самим встать с одра болезни своей и погрузиться в спасительную купель покаяния, дабы очиститься от многолетних язв своих и обновиться в нового человека, созданного по Богу в правде и святости, и зажить действительно новой жизнью, в чем едва ли много помогут нам человеки из иной страны. 

Главное зло, от которого страдает наша Родина, это междоусобная брань. За три года войны мы вошли во вкус ее, но вместо того чтобы довести уже начатую войну с сильным врагом, стоившую нам стольких жертв и людьми и деньгами, мы занялись делом более легким, но еще более предосудительным и стали истреблять друг друга: белогвардейцы и красноармейцы, Юг воюет с Севером, Восток с Западом, появилось столько домашних фронтов, что военные сводки занимают целые страницы газет; по жестоким расправам, разрушениям и опустошениям эта домашняя война не уступает и внешним войнам, в этой междоусобице Церковь обращала свой материнский глас ко всем ее чадам с мольбой остановить кровопролитную бойню, безумное самоистребление, где подлинно родители восстают на детей и чада на родителей, и попробовать мирно сговориться друг с другом: ведь враждующие все ранее принимали участие в создании некогда великой и могучей России, а ныне разрушают свою прежнюю работу на радость врагам и завистникам. 

Много страдает наша Родина и от продовольственной и экономической разрухи: когда-то могучая и обильная матушка-Русь стала убогая и бессильная. Об этом нет нужды говорить, и это всем ведомо. И Церковь, как чадолюбивая мать, не может удалить из своего сердца попечение о хлебе насущном своих детей. Спаситель милосердовал о Своих слушателях, в пустынном месте не имевших хлебов, и говорил апостолам: «Вы дайте им ясти» (см.: Мф. 14, 16; Мк. 6, 37; Лк. 9, 13). По завету Господню церковные учреждения одевали и питали нуждающихся, когда сами имели, теперь у них имущества отобраны, но остались души верующих, которым Церковь внушает чувства милосердия и сострадания к неимущим. В душе каждого борются два человека: один — земной, себялюбивый, безбожный, другой — духовный, совестливый христианин. Поскольку берет перевес первый, происходит группировка людей на почве интереса, будут, например, рабочие или фабриканты, капиталисты или крестьяне, поскольку побеждает второй, духовный человек, получают преобладание высокие запросы совести, правды и любви. Могущественное влияние Церкви и должно сводиться именно к тому, чтобы дать перевес влиянию совести над влиянием интереса, чтоб каждый искал не своих сил, а блага ближнего и чтобы попечение о плоти, о необходимом, житейском не превращалось у нас в похоти, в алчность и непотребства, как говорит сегодняшний Апостол (см.: Рим. 13, 13-14). 

Церковь и духовенство издавна несли эту службу, и многие даже из современных пастырей заслужили благодарность за помощь в голодные годы. Быть может, небезынтересно то, что прихожане одного рабочего района в Москве высказали пожелание, чтоб патриарх проходатайствовал пред нашими правителями о свободной продаже хлеба. Думаю, что власти станут скоро обвинять патриарха не только в контрреволюции, а и в спекуляции. Но это не важно, а гораздо важнее и ценнее взгляд верующих прихожан на представителей Церкви как на лиц, правомочных говорить от имени народа, каковую монополию усвояют себе только так называемые «наркомы и исполкомы», — важен взгляд на Церковь как на учреждение, могущее и обязанное иметь попечение о земном, житейском спасении нашей Родины. 

Возвратимся же к началу, к словам сегодня празднуемого святителя Ермогена: «Спасение Руси — от Церкви Православной». Среди переживаемых русской жизнью разрушений Церковь одна выходила целой из пламени и вновь собирала воедино распавшееся на части народное тело. Подвергалась и она ударам тяжким, но «смерти не предал ее Господь» (см.: Пс. 117, 18). «Не умру, но буду жить и повем дела Господня» (см.: Пс. 117, 17). Она одна из всего народа осталась нам «как гроздь от винограда, светильник, поставленный в темном месте и как пристань и корабль, спасенный от бури» (3 Езд. 12, 42). Верим, что она вновь должна стать средоточием нашей народной надежды. 

То разрушительное движение, которое на наших глазах разрастается, не может быть остановлено никакой внешней материальной силой, — вещественное оружие тут бессильно. Только сила нравственная, духовная может положить предел всеобщему разложению, резне, грабежу, насилию. И Церковь, как носительница и провозвестница этой силы, внушающая любовь к ближним и уважение к человеку как образу и подобию Божию, указует нам путь спасительный не только для отдельных лиц, но и для целых народов: спасение Руси — от Церкви Православной. И сегодняшнее апостольское чтение говорит: братие, «наступил уже час пробудиться нам от сна. Ныне ближе к нам спасение, нежели раньше. Ночь прошла, а день приблизился. Итак, отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем будем вести себя благочинно, не предаваясь непотребствам, ни ссорам и зависти» (см.: Рим. 13, 11-13). Начнем пост светло, не во вражде и брани. Ныне «прощеный» день, когда особенно Церковь призывает нас сказать друг другу «братие», обнять и простить все согрешения, и тогда мир и благословение Божие снизойдут на нашу грешную землю, и последует спасение Руси. 

17 февраля (2 марта) 1919 г.