СЛОВО АРХИЕПИСКОПА ТИХОНА (ДОРОВСКИХ), ЮЖНО-САХАЛИНСКОГО И КУРИЛЬСКОГО В НЕДЕЛЮ 7-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ

СЛОВО АРХИЕПИСКОПА ТИХОНА (ДОРОВСКИХ), ЮЖНО-САХАЛИНСКОГО И КУРИЛЬСКОГО
В НЕДЕЛЮ 7-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.

Дорогие братья и сестры! Продолжая мысль, озвученную в сегодняшнем Евангельском повествовании, вспомним как Господь учил нас смотреть и говорить. Когда Спаситель проходил, за Ним шли два слепца и буквально вопили Ему в след: «Иисусе, сыне Давидов, помилуй нас» (Мф. 9, 27); то есть окажи свою милость. Почему сын Давидов? Вы знаете, по своему происхождению Иисус Христос был из рода Давидова, а, согласно религиозным воззрениям иудеев, ожидаемый мессия должен быть потомком Давидова, восседящем на престоле и оказывающим людям милость. Мы часто не обращаем внимания на поведение этих слепцов, но оно по своему качеству удивительное. Люди идут в след Спасителя, заходят с Ним в чужой дом. По нашим понятиям — это некая дерзость, неучтивость. Но слепцы понимали к Кому они шли, поэтому с верой и дерзновением просили Господа о милосердии. Спаситель спросил у них: «Вы верите, что Я могу вас исцелить?», они ответили утвердительно: «Да, мы верим». «По вере вашей, да будет Вам» (Мф. 9, 28-29), — прозвучал голос Спасителя. Их вера оказалась не посрамленной, их упование не осталось неуслышанным Господом. Мы часто слышим от людей, которые не хотят идти к Богу, как они оправдывают свои, так называемые, «атеистические» мировоззрения: «Я просил однажды Бога, но Он меня не услышал; вот у меня был мой любимый друг, он умер, где был Бог, когда мой друг умирал». То есть они уже готовы судиться с Богом. Господь не дал, значит Бога нет. Вот удивительная, я бы сказал, философия, построенная на гордыне, самомнении и тщеславии. А ведь мы должны понимать, что просить-то Бога мы должны как те самые слепцы. Буквально выпрашивать у Него желаемое, и, в первую очередь, спасение. Спасение от чего? От наших страстей, от нашей слепоты духовной. От нашей немоты и телесной, и духовной. От нашего забесовления.После исцеления слепцов, Спаситель попросил их: «Идите и никому не говорите» (Мф. 9, 30). Тем самым Господь скрывает свои добродетели. Для чего? Чтобы научить всех нас не хвастать своими добрыми делами, подражая Христу в совершении добродетели, пребывая в милосердии, кротости и смирении.

Здесь мне вспоминается такой случай, как монахи первых веков подражали Христу, скрывая свои добродетели. В Александрии жил такой авва Виталий. Он вписал в свой синодик (поминальный список) имена всех блудниц Александрии и ежедневно молился за них. Монах трудился, зарабатывал деньги своими руками, на эти деньги он покупал себе на пропитание один боб в день, а все остальные деньги он тратил следующим образом — приходил к блуднице вечером и говорил: «Вот тебе мой дневной заработок, никуда сегодня не ходи, никого не приглашай, не греши». Так, пока блудница спала, авва Виталий за нее молился. А к утру удалялся, взяв с нее обещание, никогда и никому при его жизни не рассказывать о его добродетелях. Разумеется, монаха охаивали, смеялись над ним, говорили всякого рода небылицы, но он с кротостью и смирением делал свое доброе дело. Он спасал души этих несчастных женщин, многие из которых отошли от блудного греха, выбрав иной путь бытия. Действительно все женщины хранили тайну монаха и только одна из них попыталась рассказать о его добродетели, но в этот момент на нее напал бес и, жители Александрии сделали вывод, что авва Виталий великий грешник, еще более раздувая грязные ложные сведения. Но это не смутило монаха. Он делал дело Божие, оказывая милосердие людям, спасая их души.Далее, в Евангельском повествовании мы слышим, как к Спасителю привели человека бесноватого, одержимого бесом немоты. Беснование бывает двух видов: беснование от беса и беснование от наших страстей. Если в человека вошел бес, по попущению Божию, человек за это отвечать не будет. Но если мы сами забесовляемся своими страстями, то и ответ с нас самих. Бывает, встретишь человека злобного, ни одного предложения без матерного выражения не услышишь, это наша немота духовная. Мы должны стараться говорить правильным языком, языком Божественных истин, никого не осуждая, никого не проклиная и всех благодаря. Мы должны стремиться к тому, чтобы наш взор был всегда направлен ко Христу, к стремлению исполнять Его заповеди. Только тогда мы будем правильно видеть и правильно говорить.

2013г.