Александр Ткаченко.
НОВЫЙ ГОД И РОЖДЕСТВО.
Откуда
на Руси пошла традиция праздновать Новый год, и можно
ли праздновать его верующим людям?
Празднование Нового года в России имеет весьма непростую
историю. Изначально это был церковно-государственный
праздник, который приходился на начало сентября. С XV века
главное торжество совершалось в Москве на Соборной площади
Кремля, где с высокого помоста митрополит и великий князь
возвещали об окончании года и поздравляли народ. Служился
молебен, митрополит кропил князя и стоявших вокруг
горожан, все поздравляли друг друга, в каждом доме
устраивалась праздничная трапеза. Богатые люди в этот день
раздавали нищим обильную милостыню, посылали еду -
пироги, калачи, пряники.
Однако в ходе Петровских реформ празднование Нового года
было перенесено на 1 января, как это было принято в
Европе. А поскольку Рождество Христово отмечалось тогда за
неделю до Нового года - 25 декабря, то Новолетие по
сути дела оказалось совмещено с Рождественскими
празднованиями - святками.
Но в 1918 году и этот порядок был нарушен очередной
календарной реформой. Теперь Новый год в России стали
отмечать уже на неделю раньше Рождества, в самый
напряженный период Рождественского поста. Так родилась
проблема, которую каждый православный христианин в России
вынужден решать для себя и по сей день: праздновать или не
праздновать Новый год?
Однозначного ответа здесь, наверное, не может быть в
принципе. Церковные правила не запрещают верующим людям в
постные дни собираться за праздничным столом. Более того,
только в пост и празднуются такие великие церковные
праздники, как Преображение Господне и Вход Господень в
Иерусалим.
Конечно, Новый год - не церковный праздник, однако
его тоже можно наполнить духовным смыслом и отметить
пристойно и благочестиво. Например, во многих храмах нашей
Церкви сейчас уже сложилась традиция: в новогоднюю ночь
служить молебен, после которого прихожане собираются за
общей, вполне постной, трапезой.
Откуда взялась новогодняя елка?
Традиция украшать ель к празднику родилась в Германии. По
преданию, первые рождественские елки стали украшать на
этой земле еще в VIII веке. Рассказывают, что однажды, в
те далекие времена, святой Бонифаций проповедовал
язычникам, которые жили в лесах и поклонялись деревьям,
считая их божествами. Чтобы убедить их в ошибочности этого
верования, Бонифаций срубил один из дубов, считавшихся
священными. Когда срубленный дуб падал, он повалил на
своем пути все остальные деревья и не тронул лишь
маленькую ёлочку. Святой удивился этому чуду и воскликнул:
"Пусть будет это дерево деревом Христа!"
Конечно, это всего лишь легенда, однако и серьезные
исследователи единодушно сходятся в том, что праздничная
ель впервые появилась именно в Германии, причем в
конкретной ее области - Эльзасе.
Письменные свидетельства о том, что под Рождество в
Эльзасе ставили маленькие елочки, украшенные яблоками и
облатками, но еще без свечей, датируются XVI в.
И если в иных германских землях издавна был известен
обычай подвешивать елочки или другие деревца к потолку
(иногда макушкой вверх, а иногда - вниз), то в
Эльзасе искони это была только ель, и ее не подвешивали, а
именно ставили на пол.
О том, что к 1770-м годам рождественская елка существовала
уже в современном нам виде, свидетельствует Иоганн
Вольфганг Гёте. В вышедшем в 1774 г. романе
"Страдания молодого Вертера" он пишет:
"Она приводила в порядок игрушки, которые
приготовила к празднику своим младшим братьям и сестрам.
Он заговорил о том, как обрадуются малыши, и припомнил те
времена, когда неожиданно распахнутые двери и зрелище
нарядной елки с восковыми свечами, сладостями и яблоками
приводило его в невыразимый восторг".
В Россию обычай украшать новогоднюю елку пришел в
несколько приемов. Новый год у нас стали отмечать по указу
Петра Великого с 1 января 1700 года. В царском указе
говорилось: "По знатным и проезжим улицам у ворот и
домов учинить некоторые украшения из древ и ветвей
сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из
небольших пушек и ружей, пускать ракеты и зажигать огни. А
людям скудным каждому хотя бы по древу или ветке на вороты
поставить".
Но настоящая рождественская ель вошла в русские дома лишь
спустя столетие, при императрице Александре Федоровне,
ставшей супругой императора Николая I в 1817 году.
Маленькие пучки еловых веток стали праздничным атрибутом
на столах в Зимнем дворце в канун Рождества Христова, в
память о сладкой для сердца бывшей принцессы Шарлотты
родной Пруссии, где елочки с горящими свечками украшали
все ее детство. За сто лет елка в России стала неизменным
спутником зимних праздников.
Но в 1916 году рождественские елки на русской земле вдруг
оказались в опале. Шла кровопролитная война с Германией, и
Святейший синод призвал русских патриотов не ставить в
домах колючие деревца, поскольку они пришли к нам из
немецкой традиции.
А в 1918 году на елку ополчилась и советская власть
- уже как на религиозный предрассудок. Тем не менее
многие продолжали тайно праздновать Рождество и теперь
украшение недавно запрещенной Синодом
"немецкой" елки стало для русских людей
исповеданием их веры во Христа.
Запрещенной елка оставалась до тех пор, пока у властей не
появилась идея: праздновать с елочкой не Рождество, а
Новый год. Серебряная восьмиконечная Вифлеемская звезда на
верхушке елки стала красной пятиконечной, и под нарядными
елками страна встретила новый, 1935 год от Рождества
Христова. Так прекратились гонения на елочку в нашей
стране, и с тех пор мы празднуем Новый год и Рождество в
ее компании, даже не подозревая о том, каким долгим был ее
исторический путь в наши дома.
Нужно ли поздравлять с Рождеством знакомых неверующих
людей или вести себя так, будто этот праздник их не
касается?
С любым праздником мы обычно поздравляем тех, с кем нас
связывают искренние чувства. Поэтому тот, кто любит нас
(или хотя бы относится к нам с уважением), скорее всего не
оскорбится нашим поздравлением, даже если смысл праздника
ему пока не понятен. И кто знает - быть может,
сказанное в ответ "спасибо" станет для такого
человека первым шагом к обретению веры.
Поздравлять же с Рождеством Христовым всех своих знакомых
подряд, без разбора, наверное, нет смысла.