ПРОПОВЕДЬ СВЯЩЕННИКА СЕРГИЯ ТУЙГИНА В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ.

«Чем крепче закрываешь сосуд с миром, тем благоуханнейшим делаешь сосуд сей. Так и молитва, чем крепче заключаешь ее внутрь сердца, тем более она обилует божественной благодатью». Эти слова принадлежат «проповеднику благодати», как его называет Церковь в посвященном ему тропаре. Его имя — Григорий Палама! Он много и плодотворно трудился на благо Церкви за что Она, в благодарность, посвятила вторую седмицу Великого Поста именно ему. Его поучения многочисленны, и на одно из них, мне хотелось бы обратить ваше особенное внимание. Святитель Григорий, на основе собственного опыта и опыта многих афонских монахов-исихастов утверждал, что человеческий ум и сердце, должны всегда пребывать в общении с Богом. Каким образом? Через непрестанную, умную молитву, которая, как говорит свят. Григорий, наполняет душу божественною благодатью.

Господь наш Иисус Христос говорил, что «Должно всегда молиться». Он даже сказал каким образом — «Вниди в клеть твою и помолися в тайне». Клетью, по толкованию свят. Димитрия Ростовского, является наше сердце. Следовательно, заповедь Господня призывает нас в сердце — умом молиться Богу. Так же и апостол Павел учил: «Непрестанно молитесь»!

Кому заповедал апостол непрестанно молиться? Всем христианам! Святитель Григорий Палама так и учит, он говорит, что «все мы христиане имеем долг всегда пребывать в молитве… нам надлежит не только самим молиться, но и других учить тому же: и мудрых и простых, и мужей и жен, и детей, и побуждать их молиться непрестанно».

Но как молиться непрестанно, людям обремененными заботами и делами житейскими? Это невозможно! — скажут некоторые из нас.

Священное Писание не заповедует ничего невозможного! Сам апостол Павел, написавший сию заповедь, пел, читал, учил, работал, страдал, часто был гоним, а между тем непрестанно молился. Также и другие апостолы, простые рыбаки — всю землю обошли, положили столько трудов! А между тем непрестанно молились. Если это вам кажется невозможным, рассмотрите пример из жития самого Григория Паламы.

Его отец Константин был приближенным царя, он принимал участие в царских делах, он был обременен и семейными обязанностями. Однако он так преуспел в молитве, что иногда, даже во время беседы с царем, увлекаемый благодатью, погружался в непрестанную Иисусову молитву и словно забывал об императоре. Некоторые завистливые придворные, не понимая его состояния, клеветали на него императору: «Посмотри, он даже не обращает внимания на тебя, Государь, он пренебрегает тобой».

Император был умным и благочестивым человеком, он, зная о тайном, внутреннем делании этого человека, отвечал: «Константин имеет другого Собеседника, гораздо лучшего, чем мы», то есть Господа Иисуса Христа.

Господа Иисуса Христа имеем и все мы. Он наш Спаситель и поэтому нам чаще и чаще нужно обращаться к Его Святому Имени. Святитель Григорий так и говорит: «Имеют долг все христиане, от мала до велика, молиться всегда умной молитвою: Господи Иисусе Христе, помилуй мя! так, чтобы ум их и их сердце навык имели всегда изрекать эти священные слова».

Эти священные слова, как говорит Добротолюбие, являются сокращением всего Евангелия. Эти священные слова освящают ум и сердце, если произносить их со смирением и покаянием, в простоте и с любовью. Эта краткая молитва, привлекает на молящегося правильно благодать Божию, которая посещает человека на всяком месте — и в тихой обители, и в шумном городе. И это зависит не от его внешнего образа жизни, а от его сердечного намерения, его душевного устроения и стремлений.

Вспомним святого праведного Иоанна Кронштадтского! Об этом мало говорят, но он был делателем непрестанной молитвы, именно она и послужила причиной его необыкновенного преуспеяния. Он непрестанно призывал имя Господа Иисуса Христа, находясь среди людей, в суете, но при этом, он сохранял внутреннее внимание, позволявшее ему трезвенно следить за собой. Cвятой праведный Иоанн говорил: «я молюсь, я постоянно молюсь. Я даже не понимаю, как можно проводить время без молитвы».

А мы как проводим время? Проверим себя каждый, как мы ведем себя в храме? Много ли раз от всей души мы обращались к Господу с молитвой, во время всенощного бдения или литургии? Увы, нет. Стоим и рассматриваем, кто как одет, вспоминаем, что вчера слышали, говорили, что было показано по телевизору, сказано по радио, какие у нас дома дела, кто что рассказывал, о вкусном обеде после службы, о дальнейших планах — стоим в храме маемся, вместо того чтобы внимательно молиться. К сожалению, мы, православные христиане, даже в Церкви, часто думаем не о Божьем, а о чем-то своем.

Нам нужно всегда помнить, что мы подвергаемся действию непрестанного потока искушений: в мыслях и в чувствах, при работе, на отдыхе, в храме Божьем… Наш враг никогда не спит, он, каждую секунду, как лев, ищет кого искусить на зло, поэтому, основным средством борьбы с ним является непрестанная молитва. Как говорит свят. Иоанн Златоуст, «Имя Иисуса Христа страшно для демонов, для душевных страстей и недугов. Им украсим, им оградим себя». По слову свят. Филарета Московского: «От мечтаний надобно прилежнее ограждать себя молитвой и знамением Креста и Именем Иисусовым — оружиями, коими Отцы наши все искушения побеждали».

Поэтому навык к непрестанной молитве очень важен, и для приобретения его христианин не должен жалеть усилий.

Но как же приобрести навык всегда и на всяком месте обращаться к Богу?

Господь сказал: «…ищите и обрящете». Ведь мы же выучились писать, читать? Мы прилагали какие-то усилия, чтобы достичь своих целей — всего этого мы желали. Если любое дело делать постоянно, тогда приобретается навык. Так и в молитве — если будем часто молиться, то и выучимся, а иначе она не придет сама.

Святитель Феофан Затворник советует для желающих научиться молиться:

а) ходить в присутствии Божием, словно пред Его очами с соответственными тому чувствами;

б) если есть свободное время, класть поклоны с чувством сокрушения и смирения;

в) читать книги о молитве и размышлять о ней;

г) стараться чаще ходить на церковные службы и проводить их в памяти Божией, также и свое домашнее правило.

Если мы хотим спастись, то нам нужно стараться всеми силами стяжать непрестанную внимательную молитву Иисусову. Об этих двух свойствах молитвы — непрестанности и внимательности — мы должны заботиться больше всего, а вместе с этим придет и все остальное. Общее правило для всех занимающихся молитвою, как пишет святитель Игнатий Брянчанинов, — «заключать ум в слова молитвы», то есть молиться со вниманием.

Молитву Иисусову — Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного, как говорил праведный Алексей Мечёв, — нужно читать просто. «В простоте вся ее сила. Нельзя думать ни о каком "творении" или "сердечном делании" молитвы, как это было у святых отцов и у пустынников. Последнее является действительно трудным и великим подвигом, опасным для новоначальных и невозможным в миру.

Чувство является уже от простого повторения великих слов молитвы, и через него появляется и молитвенное настроение. Одно имя Иисуса, произносимое с горячей любовью, будет само по себе очищать всего внешнего и внутреннего человека и само творить в душе его молитву, невзирая на окружающее. Как о любимом предмете всегда думает человек, так о Господе должен он думать, носить Его в себе, находиться перед Его лицом и как бы в постоянной беседе с Ним.

Господь говорит: «Будьте святы, потому что я свят»! К святости призываются все христиане: и монахи, и священники и миряне. Пример жизни святителя Григория Паламы указывает нам на одно сильное средство достижения святости. Это Иисусова молитва. Молитвенным призыванием Господа и Бога Спаса нашего Иисуса Христа он освятил свой ум, очистил сердце и, самое главное — спас свою душу.

Если христиане 21 века будут помнить это, если они будут непрестанно молиться своему Богу, призывать Его Святое Имя, тогда Он наполнит их сердца своею Благодатью, а души приведет ко спасению!

Господи Иисусе Христе Сыне Божий, молитвами святителя Григория Паламы, помилуй нас грешных!

2014г.