СЛОВО СВЯТИТЕЛЯ МАРДАРИЯ (УСКОКОВИЧА), ЕПИСКОПА АМЕРИКАНСКОГО И КАНАДСКОГО (+1935Г.) В НЕДЕЛЮ 11-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.


СЛОВО СВЯТИТЕЛЯ МАРДАРИЯ (УСКОКОВИЧА), ЕПИСКОПА АМЕРИКАНСКОГО И КАНАДСКОГО (+1935Г.) В НЕДЕЛЮ 11-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.

Каждый раз поднимаясь на эту священную церковную кафедру, а колеблюсь, братья, о чем говорить вам, и соотвтствует ли мое слово вашим духовным потребностям.

Выходя к вам сегодня на проповедь, я также колебался, что вам предложить для утоления вашей духовной жажды: слова сегодняшнего Апостола или читанное сегодня на литургии Евангелие. И Апостол и Евангелие предлагают нашему вниманию в высшей степени поучительные и для души полезные уроки. И вот, после недолгого колебания, я решил предложить вашему благочестивому вниманию чудную Евангельскую притчу, слышанную вами сегодня, в которой Господь наш Иисус Христос раскрыл нам тайну небесного царствия Своего. В притче этой Спаситель нам предлагает такую добродетель, которую мы обязаны исполнить если желаем получить от Господа прощение своих грехов. Возобновим в памяти эту назидательную для нас притчу, хотя бы в кратких чертах. Один Государь Востока потребовал, чтобы его управляющие отдали ему отчет.

В числе управляющих был один, занимавший по всей вероятности, весьма высокое положение. Этот то высокого сана управляющий оказывается должным громадную сумму денег, а именно десять тысяч талантов, т. е. около (20,000,000) 20-ти миллионов на наши русския деньги. Когда пришлось давать государю отчет, то вельможа этот оказался несостоятельным и, по закону того восточного государства, следовало продать все его имущество, даже самого его, жену и детей его. Предвидя свое печальное будущее, оп падает к ногам царя и говорить: «Государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу». Царь, тронутый чувством сострадания, не только отпустил его, но и навсегда прощает ему весь долг. Получив свободу, ликуя, он идет домой. По дороге он вдруг встречает одного из своих должников, который ему должен был весьма ничтожную сумму, каких нибудь сто динариев. Он, подобно дикому зверю, бросается на бедного должника, схватывает его за горло и душит, говоря: «отдай мне свой долг!» Несчастный должник умоляет его подождать некоторое время, но напрасно, управляющий немилосердно бросает его в сырую и холодную темницу. Зверский поступок управляющего вызвал протесты возмущения со стороны общества, нашлись люди, которые явились к царю и передали ему о случившемся. Царь тотчас призывает к себе управляющего и говорит ему: «злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебя помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» И, разгневавшись, государь его отдал истязателям, бросил в темницу, пока не отдаст ему всего долга. Видите ли, братья, какую таинственную притчу предложило сегодня нашему вниманию Божественное Евангелие.

Царь Востока — это Господь Бог, а управляющие должники — это мы, братья, так как все мы провинились пред Господом великим множеством своих грехов. Царь Востока, т. е. Бог, прощает навсегда долг управляющему. Воистину велико милосердие Божие! Отпустить человеку долг в 20 миллионов денег — великое снисхождение; отпустить человеку множество грехов, подобно песку морскому, великое милосердие Божие. Но вслушайтесь, возлюбленные братья, в дальнейший ход притчи.

У управляющего, в свою очередь, были свои должники. Не следовало ли и ему также милосердно поступить с своими должниками, как и Царь Востока с ним поступил. Однако он совершенно противное делает. Какой ужасный контраст. Вникая в дух этой Евангелыкой притчи, можно различить две великие направления и идеи: сострадание Божие и сострадание, которым мы должны обладать по отношению к ближним. Эти то две идеи постараемся, с Божией помощью, свести в один общий фокус и ярко исходящими из него лучами озарим жаждущия назидания наши бедныя сердца. Воистину велико милосердие Божие! Он не требует и от величайших преступников и грешников немедленной расплаты за грехи. Посмотрите, Царь Востока, Творец неба и земли, довольствуется одним только теплым раскаянием и сознанием соделанной вины, решения впредь не отягчать бремени греховного новыми грехами и за это принимает с прощением в Свои небесныя обители жесточайшего преступника. По истине, Бог являет полное сострадание к грешному человечеству. «Милосерд и благ Господь, долготерпелив и многомилостив» (Пс. 103, 8).

Какую бы степень бесчестия грешники ни достигли, Господь однако на этом мрачном фоне человеческих пороков, беззаконий и слабостей являет великое богатство Своего милосердия, любви и прощения. Ветхому Завету такой Бог был незнаком, он знал Бога — Иегову, карающего, а Христос, наш Спаситель, в лице Своем открыл нам милующего и всепрощающего Бога. В Ветхом Завете, в течение многих и многих веков, мучительный крик, страждущего и скорбящего человечества, поднимался к небу, не получая ответа, человечество упорно напрягало свой слух и ничего не слышало в ответ, кроме отголоска своих мучительных вздохов, подобно вечному ропоту волн, рассекающихся о прибрежныя скалы и отбрасываемых в пучины океана. Только Спаситель в Своем Евангелии уверил человечество, что Бог обладает сострадательным сердцем, что это сердце преисполнено святой и прощающей любви, которая выше гор, глубже бездны океана, сильнее и долговечнее, чем небо и земля, что эта любовь желает всех и каждого простит; что не может быть человеческого создания на земле, на которое эта любовь не распространялась бы. Евангелие, только Евангелие убедило все человечество, что никакия преступления, беззакония и падения не в силах отвлечь от себя любви Божией, и что милосердие Божие в состоянии из величайшего разбойника сделать ревнителя благочестия. Вот, братья мои, каким является Царь Востока — Господь наш, к должникам Своим — нам грешным людям. Так ли поступил о облагодетельствованный Богом управляющий — должник?

Естественно было ожидать, что он, помилованный Царем, окажет такую же великодушную милость и своему должнику. Но Евангелие нам говорит совсем другое. Он за ничтожную сумму своего должника бросает в темницу. О, жестокосердие, неблагодарность и памятозлобие человеческое! Таково ли твое эгоистическое сердце, немилосердно, зверски и варварски поступать с ближними своими! Это ли не предмет отвращения, презрения и осуждения всех последующих поколений сынов Света! Братья, не будем удивляться крайнему жестокосердию управляющего — должника, помилованного Богом; пуст он для нас послужит вечным примером, до чего может дойти человек, чуждый Евангельского закона и не воспитанный на его началах. Пример этот пуст и дальше во все времена читающих и слушающих св. Евангелие приводит в ужас и содрогание; а мы, верные последователи Господа Христа, обратимся к самим себе и всмотримся в свое сердце, не кроется ли в его глубоких тайниках зародыш памятозлобия и гнева на ближних наших должников? Спросим самих себя, не служит ли образ управляющего — должника, помилованного Богом, и для нас осуждением? Спросим, история помилованного должника, не это ли собственная наша история, история постоянных падений человечества?

О, да, братья, да! Чувство справедливости требует сказать, и я скажу, как бы это неприятно ни было для нас, что мы сами очень часто уподобляемся помилованному должнику. Неужели и с наступлением счастливой для человечества христианской эпохи имеет место среди нас, христиан, Моисеев закон: «око за ого и зуб за зуб» (Исх. 21, 26; Мф. 5, 38).

О, братья, о, христиане, не нам ли Господь Иисус Христос заповедал: Любить врагов своих, «благословлять проклинающих, благотворить ненавидящим, молиться за обижающих и гонящих» (Мф. 5, 44), и не нам ли св. Апостол Павел, это величайшее из светил Христовой Церкви, говорит: «не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12, 21). Братья, будем постоянно помнить, что придет час, неизбежный час для всех совершающих земное течение, когда пред нашим взором во всей Своей Величавой и Божественной фигуре предстанет наш Царь Востока — Господь Иисус Христос и скажет: «отдайте Мне отчет о вашем управлении!» Братья христиане, что скажем мы тогда нашему Царю?

Увы! Мы предстанем неготовые, с пустыми руками, жадными и нерадивыми сердцами, полными эгоизма, гнева и немилосердия и нас ждет праведный Суд Царя — темница.

Но подождите, братья, Царь наш это Бог Любви и Милосердия, это Тот, Которого человечество распяло на Голгофе, с высоты которой Он воскликнул: «Отче, прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 34).

Он и нас простит, если, мы подобно разбойнику, скажем: «помяни нас, Господи, егда приидеши во царствии Твоем» (Лк. 23, 42).

Подними голову, ожесточенный грешник, стань у подножия Креста Сына Божия и скажи Ему: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.

Проснись и ты, спящее немилосердно человечество, и у подножия распятого тобою на Кресте Богочеловека ищи себе прощения. Сплотимся все, братья и сестры, у Креста Великого Первосвященника человечества, распятого для спасения мира, и здесь научимся и дадим себе клятву любить и прощать, как Он всех нас любил и простил. О, неизреченное милосердие Божие, один порыв теплого раскаяния преступного и оскверненного человека делает его наследником Вечной Любви, Вечного Бога! Я не хотел бы, благочестивые слушатели, более утомлять и так усталое ваше внимание от долгого богослужения, но я еще не окончил.

Братья! Царь Востока спросил помилованного им должника: «не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как я помиловал тебе?» (Мф. 18, 33). Мы видели, братья, каково сострадание Бога к людям. И от нас Он требует также сострадания к своим должником. Делаем ли мы так? Посмотрите на мир, какую печальную картину он представляет. Прощает ли он своим должникам? Я не буду отвечать, сами углубитесь в действительность жизни и вы там найдете ответ. Развалины тысячи семейных домов, без огня, крова и хлеба; полныя улицы и площади городов, сел и деревень нищих, голодных и босых — этих меньших братьев Христовых; кучи жалоб, обвиняющих должников, хранящихся в архивах судейских палат, служат лучшим доказательством отсутствия всякого сострадания, большей части человечества. По истине, сердце раздирающая картина человечества представляется моему взору. О, люди-братья, побольше любви и прощения тем, которые вам должны. Знайте, что каждый из нас должен Царю Востока по 10-ти тысяч талантов и Он нам все прощает.

Не простим ли и мы своему должнику ничтожную сумму — сто динариев?

О, горе нам, если не простим. Тогда Царь Востока предстанет и скажет: «не надлежало ли и тебе помиловать брата твоего, как и Я помиловал тебя? И Я с тобою так поступлю, потому что ты не простил от сердца брату своему согрешений его». Воистину грозный, но праведный суд Царя Востока. «Суд без милости не сотворшему милости» (Иак. 2, 13). О, бедное, заблуждающееся человечество, какую страшную, жестокую сцену представляют твои должники, осужденные тобою на темничные узы! Остановись, грешный и ожесточенный мир, остановись и прислушайся к стонам тех, которых ты так немилосердно обрек на заключение и страдание. Если сердце твое не трогают слова служителя алтаря Божия, если ты не веришь словам проповедника Евангелия Христова, то оставь на время свои суетные, мирские заботы и перенесись мыслью в некогда царственный город Иерусалим, стань у подножия Креста Голгофского Страдальца и там научись состраданью, там у Голгофы, залитой кровью Сына Божия, уничтожь жестокую природу свою с ея гневом и ненавистью и, благодатною струею Христовой Любви возрожденный, возвращайся к бедным и страждущим, осужденным тобою, и там, в мрачных сводах темничных, прииди к ним с благою вестью — вестью прощения и любви. Братья, сестры, слушатели мои, поднимем высоко знамя любви Христовой, напомним миру о забытом завете Евангельском, который называется состраданием, напомним ему, предварительно сами поучаясь, что сила, за которой останется победа это — любовь, любовь Евангельская, которая все худое забывает, вечно долготерпит, которая оправдывает и все прощает, ибо только тогда на земле, среди человечества, воцарится братство, счастье и общее благоденствие. Аминь.

Сказанное в церкви Кишиневской Митрополии 22 августа 1910 г.