СЛОВО ПРОТОПРЕСВИТЕРА ВАСИЛИЯ БОЩАНОВСКОГО (+1961 г.) В ДЕНЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ.

«В славном успении Твоем небеса радуются и ангельская возрадовашася воинства: вся земля веселится, песнь Тебе исходную провозглашающи»... (стихира на хвалитех)

Странное явление! Умирает Мать воплотившегося Господа, о Которой небесный вестник вещал: «радуйся Благодатная! Господь с Тобою! благословенна Ты между женами... Ты обре­ла благодать у Бога... и родишь Сына и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Божиим.... Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит; посему и рожденное Святое наречется Сыном Божиим» (Лук. 1, 28-35). Эта дивная Отрасль благочестивого Израиля, Матерь Спасова умирает, и церковь не только не скорбит, а делает этот день днем своего духовного торжества и светлой радости. «Радуйтесь людие, торжествуйте небеса, земля да исполнится веселия, зряще Матерь Спасову восходящую от земли на небо».

Что это значит? Почему смерть обычных людей является днем невыразимой скорби, обильных слез и горьких рыда­ний, а смерть Богоматери, лучшей из дщерей человечества, обращается в источник духовнаго торжества и светлой радости? Разве смерть Приснодевы Марии не прекратила жизни Богоматери?

В чем же дело? Почему в день смерти Богоматери Цер­ковь призывает всех своих верных чад к радости и свет­лому торжеству?

Смерть, рассматриваемая с точки зрения простой види­мости есть, действительно уничтожение и прекращение видимой телесной жизни, есть победа тления и разрушения. Потому то она и бывает так тягостна и нежелательна для сынов человеческих. Нигде обычный человек не испытывает так остро своего ничтожества и бессилия, не переживает так глубоко своего горя и скорби, как у гроба почивших и близких ему людей.

Иное дело, когда смерть рассматривается в свете христианской веры, надежды и упования. Вспомните слова Богочело­века Христа, сказанные Марфе, сестре умершего Лазаря: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11, 25). Читайте вдохновенную 15-ю  главу пер­вого послания ап. Павла к Коринфянам, заканчивающуюся гимном победы жизни над смертью: «смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?» (1 Кор. 15, 55). В свете христианского восприятия смерти тьма сменяется светом, скорбь претворяется в радость, победа зла — в поражение. Почему так?

Смерть в христианском восприятия есть успение или своего рода сон-отдых от житейских треволнений; это есть переходное состояние от одной формы бытия к другой; переход от худшего к лучшему; от юдоли скорби, труда и плача в царство светлой радости и блаженной вечности.

Вы в смущении и в удивлении раскрываете свои глаза. Напрасно: не смущайтесь! Лучше внимательно наблюдайте над окружающей вас природой, и ближе к сердцу своему придвиньте Слово Небесной Истины — Христово благовестие. На­блюдение над природой дает нам поразительные подобия, уясняющие и оправдывающие сейчас рассматриваемую нами истину.

Вот пред нами зерно, которое рукою труженика-пахаря, при посеве, брошено в землю. Оно там — в земле — тле­ет, разрушается, но лишь для того, чтобы дать начало жизни зародышу, стебельку, колосу и, наконец, новому преумноженному зерну. Вот другой пример, более выразительный: яйцо. Под наседку оно кладется свежим. Но там в течении неко­торого времени, под влиянием различных условий, оно изменяет свой внутренний состав, разрывает для полного уни­чтожения свою внешнюю оболочку-скорлупу, но опять только для того, чтобы дать начало, новой жизни. Если так бывает в царстве неразумной природы, то можно ли допустить, чтобы иначе было в царстве духа разума, нравственного сознания?.. Конечно, нет. И вот это «нет» радостно утверждает Слово Божие — христианское благовестие о победе света над тьмою, жизни над смертью, правды над ложью.

Смерть царствовала в мире, пока царствовал грех. Но с тех пор, как грех подвигом Богочеловека Христа был пригвожден ко Кресту и снят с человеческого рода, смерть утратила свое жало и ад свою победу. Умер Агнец Божий, взявший на Себя грех мира, но только с тем, чтобы смерть Свою увенчать славой воскресения: воскресение же Его положило начало нашему воскресению. «Ныне Христос воста от мер­твых, начаток умерших бысть» (1 Кор. 15, 20), говорит св. Апостол. До воскресения Христова в мире царствовала смерть; после воскресения царствует жизнь и не только в Воскресшем, но и во всех возлюбивших Его.

Успение Божией Матери является лучшим подтверждением и раскрытием этой истины. Подобно Своему Божественному Сы­ну, — Мать подчинялась закону смерти, чтобы препобедить эту смерть не только в Своем духе, но и в Своем теле. От­сюда смерть Богоматери, это поистине успение, разрешившийся дух от бренного тела, чтобы потом, облекшись в нетление, насладиться лицезрением Своего Божественного Сына. Но и для тела Богоматери смерть явилась только прехождением от худшего к лучшему, от временного к вечному, от смертного к бессмертному. Радость лицезрения Своего Божественного Сына Пренепорочная пережила в момент разлучения Своего духа с телом: ибо душа великой Матери была при­нята Никем Иным, как Явившимся к одру Богоматери Ея Божественным Сыном. Но и тело Приснодевы умерло только для того, чтобы пройдя, по закону смерти, врата смертные, увенчаться славой воскресения и вознесения на небо. Что и удосто­верено было, как отсутствием тела Богоматери в гробнице, когда последняя была открыта для апостола Фомы, пожелав­шего увидеть лик умершей Богоматери, так и явлением Са­мой Богоматери, возвестившей апостолам, что и тело Ея на тре­тий день по смерти было вознесено Ея Божественным Сы­ном на небо.

Терпит смерть свое первое поражение от воплотившегося Богочеловека Христа; бессильна она и пред лицем Богоматери; рвутся ея цепи и пред всеми возлюбившими Христа. Эта победа жизни над смертью и дала повод сначала про­видящему далекое будущее пророку, а потом и христианскому благовестнику воскликнуть: «смерть, где твоя победа?» — а Церкви Христовой день успепия Богоматери сделать днем пре­светлого торжества и глубокой духовной радости.

Возлюбленный брат в сестра! Не будем глухи к голосу вечной истины, возвещенной миру воплотившимся Сыном Бо­жиим  — Сыном Девы п проповедуемой ныне Церковью Хри­стовой. В ней — этой вечной Истины — Божественная Пре­мудрость все предусмотрела и наше горе, и наши слезы, и наши муки смертные. Но, предусмотрев это и предупредив нас об этом, Она-Премудрость дала нам и утешение, заверяя в несомненности грядущей блаженной вечности, — где все бу­дет восстановлено; где разрешатся роковые вопросы нашего ума, где измученное сердце найдет свою отраду; где жаждущие правды Божией получат свое насыщение; гди люди вос­чувствуют свое родство и братство; где дети радостно встре­тят своих родителей; где родители будут наслаждаться со­зерцанием славы вечной радости своих детей; гди Бог бу­дет обитать с людьми; где Он отрет всякую слезу с очей их, — и смерти уже не будет, ибо прежнее прошло (Апок. 21, 3-4).

Такова радость нынешнего дня — Успения Богоматери.

Подымем же выше свои главы и, взирая в лицо грядущей нам смерти, радостно будем исповедывать: «смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?»...

Пресвятая Богородице; спаси нас!

1957г. Лейквуд, шт. Нью-Джерзи, США