СЛОВО МИТРОПОЛИТА ВИТАЛИЯ (УСТИНОВА), ВОСТОЧНО-АМЕРИКАНСКОГО И НЬЮ-ЙОРКСКОГО (+2006Г.) НА ВХОД ГОСПОДЕНЬ ВО ИЕРУСАЛИМ.
Самоубийства — бич современности.

Царство Небесное и земное.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Праздник входа Господня в Иерусалим является краеугольным камнем для каждого верующего человека. Господь наш Иисус Христос явился в мир сей и мы почитаем Его как Богочеловека. Бог воплотился, пришел Сам, чтобы нам помочь переродиться. Придя к нам, Господь явил величайшия чудеса. Незадолго перед Своим шествием в Иерусалим Господь насытил 5,000 людей. Перед Самым входом в Иерусалим Господь воскресил Лазаря. Это последнее чудо больше всего привлекло к Нему верующих. Так и говорит Евангелие: многие уверовали в Него. Что значит уверовали в Него? В Кого? — В Мессию, обещанного всеми пророками. Но иудейский народ, к сожалению, был охвачен мнением, что их народ должен быть объединен мессией — неким императором земли, с помощью которого они должны победить весь мир. Иисус Христос в глазах народа был именно этим человеком, ибо Он воскресил мертвого. Другими словами, они хотели, чтобы Он возглавил восстание иудейского народа против римлян. И они, верили, что несомненно победят. А Он будет воскрешать убитых, исцелять раненых на войне, кормит одним Своим благословением целую армию. Мысль их была о господстве на земле.

Но Господь осуществил Свое слово, ибо Он сказал: Я пришел принести не мир, но меч, т. е. отделит тех, кто не верит в Царство Небесное. Но весь народ, и большие и малые, настолько были охвачены опьяняющей мыслью о земном господстве, что они Его не слышали. В это время было большое стечение народа в Иерусалим к Пасхе. И вот, как говорит Священное Писание, весь Иерусалим потрясся. От чего? От того, что люди поняли, что они нашли Мессию. Но какое было у них страшное разочарование, когда Господь удалился от них. И как бывает всегда, когда кто-то кого-то любит, то он может его возненавидеть с той же силой, с которой он любил этого человека. Поэтому, когда Спаситель не принял предложение народа — стать земным царем, а стал проповедовать о Царствии Божием, о перерождении человека, о духовной вечности каждого из нас, то они совершенно были разочарованы и исполнились гнева и ненависти. Те люди, которые кричали Ему при входе в Иерусалим: Осанна, осанна, потом стали кричать: Распни, распни Его. Кричали они не только по указанию Синедриона, но и сами от себя.

И вот, поэтому, возлюбленные братия и сестры, этот праздник являет разделение всего рода человеческого и даже христианского рода на две части. Одни ожидают Спасителя и все делают на земле, чтобы спасти свою душу, — молятся, постятся, следуют церковным законам, помогающим нам день за днем стяжать Царствие Небесное через терпение и скорби. Ибо каждый истинный христианин непременно будет гоним от злых людей. Сначала будут над ним смеяться: «ты совсем уже с ума сошел», затем будут ненавидеть и гнать, но, в конце концов, истина побеждает.

И вот, в наше время существует христианство истинное и неистинное. Запад возможно определить как «христианство Рождества Христова». Центр всей жизни западных «христиан» — Рождество Христово, но это не правильно. (На западе вошло в обычай пышно справлять Рождество, а Страстная седмица и Пасха проходят почти незаметно — ред.) Господь родился — и это для Него был только способ, чтобы потом быть распятым и воскреснуть, в чем и есть истинная цель Его пришествия. А эти, западные «христиане», превратили способ в цель, потому мы и называем их — «христиане» Рождества Христова. А настоящее христианство — это христианство распятия и победы над смертью в день Пасхи и Его Воскресения.

И вот, разделение иудейского народа перешло и на весь мир. Сначала эти, глаголемые христиане, подобно иудеям, положили в уме своем создать Царствие Божие по земным понятиям, по слову апостола Петра, который опрометчиво уговаривал Господа не идти в Иерусалим, где Его могут побить камнями. Но Христос сказал Ему на это: Отойди от Меня, сатана, ты говоришь, как человек, — о земном, ведь Христос шел на распятие, для воскресения и победы над смертию.

И вот, мы видим, что это западное «христианство» больше льнет к земному, оно хочет, вслед за тогда заблуждавшимся Петром, чтобы Господь остался жить с нами на земле. Но Господь так строго Петра обличил потому, что учил о Царствии Небесном, а не о царствии земном, к которому можно так легко присоединиться, и которое понемногу превращается в настоящий атеизм. Вот, пришли некии бытоустроители, которые сначала хотели устроить прекрасную жизнь, ну, просто — «царствие Божие на земле», а потом забыли о всяком царстве и сделались ревностными атеистами и безбожниками.

Вот так и случилось это разделение на истинных христиан, которые ожидают своего воскресения вместе со Христом, которые всю свою жизнь полагают на то, чтобы исполнить заповеди Божии, хотя это путь узкий и не каждый им идет; и другие «христиане», которые больше помышляют о земном, и приняли главным смыслом своей жизни Рождество, как будто можно удержать Христа Спасителя на земле.

Вот какое большое значение имеет праздник Входа Господня в Иерусалим, положивший начало разделения людей на истинных Его последователей и ложных, которые, хотя и хвалятся именем Христа, но Христа у них настоящего нет, ибо Христос благовествовал только о Царствии Небесном, а не о земном. За что и был Он распят, но воскрес, победив смерть. Итак, пусть каждый из нас посмотрит — к чему он стремится? Стремится ли он к комфорту земному? Конечно, никто не хочет голодать или мучиться... Но Господь не хочет нас оставить без крова и хлеба, голодными и нищими. Он дарует нам и на земле пожить при известном достатке, но чтобы мы не стремились только к этому достатку. Ведь, Господь сказал: Ищите прежде всего Царствия Небесного и это все приложится вам.

Вот, поэтому, и должны мы смотреть — не принадлежим ли мы к тем, кто прилепился к этой несчастной земле, которая непременно сгорит, и все дела на ней сгорят, как сказал об этом тот же апостол Петр, но уже обновленный Духом Святым. Но вот вопрос — не подвергнемся ли мы страшной участи геенского огня, или будем в Царствии Небесном, в вечной радости и блаженстве? Аминь.

Знаменский собор, Н. Й., США, 11/24 апреля, 1994 г.