Соловьев А.Ю., Максимова Л.А., Понкин И.В.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО СОДЕРЖАНИЮ И НАПРАВЛЕННОСТИ ПРАЗДНИКА «ДЕНЬ СВЯТОГО ВАЛЕНТИНА» («ДЕНЬ ВСЕХ ВЛЮБЛЕННЫХ»), 2005 г.

Формальное описание содержания праздника «день святого Валентина»

Внешнюю сторону празднования «дня святого Валентина», в том числе в московских школах, составляет обязательное требование раздаривания или рассылки по почте (включая импровизированную – специальные конверты на стенах школы, офиса и пр.) особых открыток-«валентинок», которые часто пишутся в стихах. Возможно также особое оформление помещений (плакаты соответствующего содержания, мишура и пр.).

 

Направленность «дня святого Валентина»

Внимательное изучение содержания «дня святого Валентина» на основе анализа пропагандистских материалов в СМИ, сценариев проведения «дня святого Валентина» в общеобразовательных школах, рекламных телевизионных роликов позволяет оценить указанный праздник как безнравственный, более того – аморальный. Этот «праздник» является суррогатным, искусственно навязан российскому обществу, не имея никаких корней в культуре русского или каких-либо иных народов России.

Праздник, направленный на превращение интимных чувств во всеобщее и публичное действо, эксплуатирует самые низменные чувства и извращает само понятие любви. А, как справедливо писал Сергей Довлатов, любить публично – скотство.

Ярким примером содержания «дня святого Валентина» является следующий текст одной из «открыток-«валентинок»:


«Я узнал что у меня
Есть огромная фигня!
Я шагаю с ней по свету
И люблю и ту и эту
Олю, Таню, Ксюшу, Люду,
Василису завтра буду.
И Оксану и Светлану
И на Юлю строю планы
И Лариску и Анжелу
И Катюшу между делом
Веронику, Аню, Женю,
Хоть она и в положеньи,
И Полину и Варвару
И начальницу Тамару,
Бабу Клаву, бабу Зину
И Данилу, и грузина
И свою собаку Глашку
И кота и черепашку
И тропинку и лесок,
В поле каждый колосок,
Все живое, неживое –
Это все мое, родное!
Всех люблю на свете я –
Вот концепция моя[1]

И это еще далеко не самая вульгарная «валентинка».

Утверждения о необходимости такого праздника, что такой праздник нужен всем и является квинтэссенцией чистого чувства и т.п. – являются заведомо ложными, представляют собой психологические манипуляции, своего рода «перевертыши», извращающие общепризнанное содержание понятия любви как настоящего чувства.

У любой семьи и так существуют свои «дни влюбленных», которые не носят «свального» и намеренно показушного характера, хотя и могут праздноваться (и зачастую празднуются) публично – «золотая» и «серебряная» свадьбы (а еще есть множество названий и для других годовщин свадьбы), дата встречи, первого знакомства. Ежегодно отмечаемый день рождения ребенка – это тоже своего рода день влюбленных – мужа и жены, родителей этого ребенка. Если семья большая, то и «дней влюбленных» в течение года множество. Для человека таким днем может быть и день свадьбы родителей.

Совершенно не ясно, зачем создавать один всеобщий день влюбленных, особенно на фоне жесткого навязывания ложных представлений о позитивности сексуальных извращений. Какой может быть у нормальной пары мужчины и женщины содержательно общий праздник любви с парой геев?

Новый общенациональный «день всех влюбленных» России совершенно не требуется в силу того, что для подавляющего большинства населения нашей страны – русского народа – настоящая любовь – это сокровенное святое чувство. В православном календаре уже много веков существуют день святых Петра и Февронии Муромских, покровителей супружеского счастья, день святых супругов-мучеников Адриана и Наталии, олицетворяющих своей земной жизнью и любовью друг ко другу и к окружающим истинную любовь.

У мусульман, иудаистов, буддистов, католиков и протестантов так же, наверняка, найдутся конкретные дни, чтобы отпраздновать праздники влюбленных и любви, но только нравственной направленности.

Цель навязывания российскому обществу так же совершенно очевидна – это инициация и развитие культа потребления через развитие конкретного сектора рынка – рынка соответствующей литературы, открыток-«валентинок», сувениров и другой атрибутики.

Как отмечает Лев Пирогов, когда какой-то производитель не то конфет, не то поздравительных открыток решил увеличить объем продаж своего товара, в «биографии» канонизированного католической церковью Валентина всплыло множество «пикантных» подробностей. Например, прохвосту-производителю вдруг «открылось», что этот епископ особо покровительствовал влюбленным[2]. Ситуация очень похожа на миф о том, что мозг человека работает всего лишь на несколько процентов, запущенный когда-то ушлым производителем «лекарств» для значительного повышения процентов задействования мозга посредством принятия его пилюль (или микстур).

Есть и другой аспект проблемы. Данный «праздник» упорно навязывается россиянам как часть мероприятий по разрушению нашей страны, обусловленному идеологией глобализма. Разрушение страны невозможно без разрушения национальных традиций. А разрушение национальных традиций невозможно без навязывания суррогатных заменителей. Потому после революции 1917 года и навязывались «октябрины» вместо крестин, «образы» В.И. Ленина взамен православных икон. А сейчас все дни святых предлагается собрать в кучу – в «день всех святых» – и праздновать его в виде сатанистской направленности «хэллоуина» (потому что в СМИ и массовой культуре уже не делается различий между «хэллоуин накануне дня всех святых» и «хэллоуин – день всех святых»).

При этом упорно игнорируются праздники, имеющие глубокий православный смысл и отражающие традиции русского народа.

То же самое касается и традиций иных народов России. Например мусульман. Так, Духовное управление мусульман Нижегородской области (ДУМНО) в феврале 2004 г. категорично выступило против празднования «дня святого Валентина». По словам пресс-секретаря ДУМНО Лилии Арифулиной, президиумом ДУМНО было подписано постановление о запрете проведения среди мусульман Нижнего Новгорода этого праздника как языческого и восхваляющего языческих богов, не имеющего никакого отношения ни к исламу, ни к христианству (православному и западному), ни к иудаизму[3].

Навязывание «дня святого Валентина» как «праздника раскрепощенной любви» находит свое жесткое неприятие и отторжение во многих странах мира. Так, 14 февраля 2003 г. несколько жителей Нью-Дели получили ранения в результате нападения членов индуистской партии «Шив Сена» на два магазина, торгующих приуроченной ко дню Святого Валентина атрибутикой. В ходе погрома один из магазинов был уничтожен полностью. По словам очевидцев, противники «праздника всех влюбленных» подъехали к магазину на двух автомобилях и, выкрикивая «антивалентинные» лозунги, принялись громить витрины и сжигать открытки. Ежегодно 14 февраля индийская полиция переходит на усиленный режим несения службы, чтобы избежать возможных связанных с «днем святого Валентина» волнений на религиозной почве[4]. Не оправдывая указанные экстремистские действия, следует отметить, что инициированы таковые действия именно навязыванием чуждого аморального «праздника». Протесты против празднования дня Святого Валентина в различной форме проходят в Иране, Пакистане и ряде других исламских стран. Так, пакистанские фундаменталисты призывают считать 14 февраля днем стыда и похоти. Иранские власти закрыли ряд магазинов, торговавших «продукцией для влюбленных»[5].

К слову, немцы упорно считают святого Валентина покровителем... психически больных, украшают в этот день (не 14 февраля, а в настоящую дату, когда почитается этот святой) все лечебницы алыми лентами, а в часовнях проводят специальное богослужение[6].

 

Ложность отнесения праздника «день святого Валентина» к католической традиции.

То, что в православной традиции никогда не было, нет и не будет подобного безнравственного праздника, очевидно. Однако и в Католической церкви дни святых мучеников Валентинов (их было два, они были замучены за проповедование христианской веры в первые века христианства[7], и оба не имели никакого отношения к исследуемому действу) отмечаются не 14 февраля (по современному стилю).

Показательно, что сами католики считают, что так называемый «день святого Валентина» в том виде, в каком он навязывается сегодня массовой культурой не имеет никакого отношения к католицизму. Как сказал председатель Конференции католических епископов России митрополит Тадеуш Кондрусевич: «В этот день существует традиция посылать любовные письма. Однако любовные письма – это языческий обычай. К 15 февраля в Римской империи юноши рисовали образы своих любимых девушек в честь богини Юноны, покровительницы девушек… Праздник святого Валентина не является для католиков обязательным праздником. Наоборот, 14 февраля все католики празднуют праздник святых Кирилла и Мефодия, покровителей Европы». Тадеуш Кондрусевич заявил, что Католическая церковь никогда не провозглашала «день святого Валентина» праздником влюбленных, что гибель святого Валентина с сегодняшним пониманием любви в массовой культуре никак не связана, что сейчас обычай посылать в этот день друг другу «валентинки» – есть язычество, вообще сам указанный праздник (в нынешнем его понимании) имеет языческие корни и среди католиков никогда не праздновался и не празднуется[8].

Сомнительным видится и название одного из главных атрибутов «дня святого Валентина» – особых открыток-«валентинок». Это как если бы праздник св. Татианы отмечали, рассылая открытки-«таньки». – Очевидный абсурд!

Действительные истоки праздника «день святого Валентина»

«День всех влюбленных» черпает свои истоки в античной традиции римских и греческих праздников той же направленности.

В середине февраля в Римской империи отмечался праздник Юноны, богини женщин и брака и почти одновременно – праздник «Lupercalia», посвященный богу плодородия и очищения Луперку и представлявший собой фестиваль эротизма в честь богини «лихорадочной» любви. В этот день девушки писали мужчинам любовные записки и складывали их в специальную урну, а мужчины затем были обязаны ухаживать за той, чья записка им досталась. Луперк имел еще прозвище Фавн, или Пан. «Лесной демон, сын Гермеса... похотливое создание, получеловек с ногами козла, часто с козлиной бородой и рогами» – так описан он в «Словаре античности». Аналогичный праздник у греков назывался «Панургии» и праздновался в честь козлоногого (и вообще сплошь козлиного ниже пояса) божества Пана (Луперк – это прозвище его римского двойника Фавна). Существует также точка зрения, что истоки «дня всех влюбленных» следует искать в средневековом поверье о том, что в середине февраля у птиц начинается брачный период. Например, в средневековой Англии в середине февраля начиналось гульбище птиц – праздник, который чуть позднее преобразовали в «Валентинов день»[9].

 

Противоправность навязывания праздника «день святого Валентина»

Проведение в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации мероприятий, связанных с празднованием в той или иной форме «дня святого Валентина», является навязыванием религиозного праздника и представляет собой форму навязывания учащимся определенного религиозного (языческого) мировоззрения, то есть формой обучения религии. Совершенно очевидно, что осуществляется это вопреки воле учащихся, так как ни о каком добровольно сделанном учащимися, информированном и ясно выраженном их согласии на участие в данном однозначно религиозном мероприятии и речи быть не может. Учащимся «день святого Валентина» преподносится как некий веселый и даже добрый праздник, который якобы посвящен любви.

Вовлечение учащихся государственных и муниципальных образовательных учреждений в действа, связанные с празднованием «дня святого Валентина», не основано на добровольно сделанных, информированных и ясно выраженных согласиях родителей учащихся на участие их детей в религиозном празднестве. Таким образом, налицо прямое нарушение пункта 5 статьи 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», устанавливающего запрет на вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих.

Отсутствие добровольности в привлечении учащихся в мероприятия, связанные с празднованием в той или иной форме «дня святого Валентина», является нарушением одного из важнейших признаков светскости образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, то есть нарушает пункт 4 статьи 2 Закона РФ «Об образовании» и пункт 2 статьи 4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

 

Вывод. «День святого Валентина» – это суррогатный, искусственно навязываемый праздник, не имеющий никакого отношения к российской культуре, несущий в себе значительный потенциал аморальности и порочности. Проведение общеобязательного праздника «день святого Валентина» в государственных и муниципальных образовательных учреждениях незаконно и нарушает права и законные интересы учащихся и их родителей (или лиц, их заменяющих).

 

Максимова Лариса Александровна

 

д.ю.н. Понкин Игорь Владиславович

 

Соловьев Алексей Юрьевич

 

 

 

 

 

 

[1] Цит. по: Ушаков Я. Святой Валентин покровитель... душевнобольных.

[2] Пирогов Л. Похороны святого Валентина. Ритуальный праздник товарооборотного культа // Независимая газета, 13 февраля 2004 г.

[3] Духовное управление мусульман Нижегородской области выступило против празднования Дня святого Валентина // Портал Кредо-ру (http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=18227&topic=208), 13 февраля 2004 г.

[4] Исламисты и индуисты считают 14 февраля днем стыда и похоти // Портал Кредо-ру (http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=7670&topic=83), 14 февраля 2003 г.

[5] Там же.

[6] Ушаков Я. Святой Валентин покровитель... душевнобольных.

[7] А потому они почитаются и православными.

[8] Председатель Конференции католических епископов России митрополит Тадеуш Кондрусевич: «14 февраля католики празднуют день святых Кирилла и Мефодия, а праздник святого Валентина не является обязательным» // Портал Кредо-ру (http://www.portal-credo.ru/site/?act=authority&id=92), 27 февраля 2003 г.

[9] Пирогов Л. Похороны святого Валентина. Ритуальный праздник товарооборотного культа // Независимая газета, 13 февраля 2004 г.; Ушаков Я. Святой Валентин покровитель... душевнобольных; Андрианова А. Когда не хватает любви. В российских школах внедряется новый праздник – день святого Валентина // Православная Москва. – 2004. февраль. – № 4 (310).