СЛОВО ПРОТОИЕРЕЯ АЛЕКСАНДРА ВЕТЕЛЕВА (+1976Г.) В ДЕНЬ ПРАЗДНОВАНИЯ СВЯТИТЕЛЯ АЛЕКСИЯ, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО.

                                Небесный покровитель города Москвы  

«О чудотворче Алексие, премудре… проси стаду твоему грехов оставление, отче богоблаженне» (стихиры малой вечерни).

Святая Церковь призывает сегодня нас, благочестивые слушатели, достойно должными песнями прославить «Христа Бога нашего, даровавшего нам угодника Своего святителя Алексия» (тропарь). Призывает также «в песнях и пениях радоваться» и «любовию ублажать» и самого святителя и помолиться у честно?й раки его. «Приидите, российские людие, собором в храм Божественный,… и возопиим, великий святителю Алексие чудотворче, ты похвало земли российстей, ты и защитниче, ты сокровище неиждиваемое дарований духовных, источник исцелений неисчерпаемый» (стихира малой вечерни). «Пастырь великий, служитель и учитель премудрый земли российстей… утверждение городу Москве нашему» (кондак). Можно ли, возлюбленные братие и сестры, не откликнуться на этот призыв матери-Церкви прославить святителя?

Но может быть, кто-нибудь, недостаточно зная житие святителя спросит: а почему в церковных песнопениях он называется чудотворцем, защитником русской земли, сокровищем духовных дарований, великим пастырем Церкви? Вспомним некоторые моменты из жизни святителя, чтобы неизвестное стало известным.

С самого детства жизнь его была глубоко знаменательна. Рожденный в знатной боярской семье и нареченный Елевферием, он предназначался отцам к важной государственной службе. Но не так судил Господь. В отроческом (двенадцатилетнем) возрасте Он призвал его готовиться к другому служению. «Алексие!… Я сделаю тебя ловцом людей». Услышав во сне эти евангельские слова, сказанные Спасителем апостолам — рыбарям при призвании их к апостольскому служению (Мф. 4. 19), отрок глубоко запечатлел их в своем сердце. С тех пор окончательно определилось его влечение ко всему духовному, божественному, церковному.

Через три года он отрекается от мира и поступает в Московский Богоявленский монастырь, принимая достриг с именем Алексия, от руки игумена монастыря Стефана, брата преподобного Сергия. Целых двадцать лет неустанного труда, поста, дневной и ночной молитвы, иноческого послушания и многоразличных подвигов готовили его к предстоящему великому служению Церкви и родной земли.

Надлежало, по Промыслу Божию, пройти Ему и практическую подготовку к этому служению. И вот за добродетельное житие и духовную мудрость митрополит Московский Феогност вызывает его в митрополичий дом и вверяет ему все дела по церковным судам. Двенадцать лет пробыл он в этом служении, хорошо изучив состояние и потребности членов клира и другие церковные дела и тем самыми практически подготовив себя к предстоящему ответственному служению Церкви и родине.

По истечении указанного срока митрополит Феогност назначает его епископом в город Владимир, а через четыре года он избирается на престол Московской митрополии и, в связи с этим путешествует в Константинополь для получения патриаршего благословения и утверждения. По возвращении на родину начинается в очень сложных и тяжелых условиях его великое служение Православной Церкви и родной земле.

Возлюбленные братие и сестры! У нас нет сил и времени, чтобы изложить все подвиги великого святителя. Сделаем лишь перечень этих подвигов.

По требованию монгольского хана, владевшего в то время русской землей, митрополит Алексей, уже не молодой годами поехал в далекую Орду и исцелил от слепоты и беснования его жену — ханшу Тайдулу. Это чудо было подготовлено чудом самовозжигания свечи по молитвам святителя при напутственном молебне, перед отъездом в Орду, при гробнице святителя Петра, митрополита Московского. Исцеление Тайдулы избавило русскую землю от очередного опустошительного набега монголов.

Вторично святитель ездил в Орду, желая остановить грозную монгольскую рать, уже собравшуюся разорять русскую землю. С Божьей помощью он успел и в этом своем благом намерении.

Неудивительно, возлюбленные братие и сестры, что с тех пор благодарные предки наши, а затем и Православная Церковь в своих песнопениях стала чтить и прославлять святителя как чудотворца, защитника и хранителя русской земли и православной веры. Помогая Московскому князю в защите и охранения государства от внешних врагов, святитель Алексий вместе с тем помогал ему «собирать Русь», т. е. утверждать власть Москвы над соседними непокорными княжествами (Тверским, Нижегородским, Рязанским и другими), а также и управлять русским государством. В течение десяти лет (времени его опекунства над малолетним князем Дмитрием) он мудро управлял русским государством.

Много внимания и сил уделял великий святитель и Православной Церкви, и духовному просвещению русского народа. Желая дать своим соотечественникам Евангелие в неповрежденном виде, он собственной рукой перевел его с греческого, апостольского языка на современный — славянский. «Кому любезна Божественная истина и чистая слава Церкви, — говорит по этому поводу митрополит Филарет, — тот всегда с утешением взирать будет на сей богословский подвиг святителя Алексия».

Вместе с тем богомудрый святитель принимал и другие меры к просвещению народа: произносил поучения, составлял послания и обращения к пастве, созидал монастыри и храмы — эти очаги истинного благочестия и духовного просвещения родной земли и прежде всего самой Москвы. Вот почему он и называется в церковных песнопениях великим учителем, пастырем и «ограждением Москвы».

Дивен Бог во святых Своих (Пс. 67. 36). Он дивен был во святителе Алексие при его жизни, Он дивен в нем и после его смерти. Бог и доселе сохранил за ним незримое благодатное пастырство и духовное влияние в Церкви, являя его, по выражению Церковных песнопений, — «сокровищем неиждиваемым духовных дарований», т. е. божественной благодати.

Митрополит Филарет Московский в день памяти святителя Алексия в 1847 году, обращаясь к его раке (находившейся тогда в Чудовом монастыре), говорил: «Ты безмолвствуешь, но паче слова проповедуешь благочестие и защищаешь Православие. Покоишься видимо, но действуешь невидимо данною тебе благодатную силою, очищая и укрепляя наши совершенные и немощные молитвы, распространяя окрест себя духовное благоухание, успокаивающее услаждающее, врачующее, питая таким образом стадо и пася овец и пастырей».

Для нас, москвичей, всегда близка, всегда доступна нашему взору и сердцу благодатная рака святителя и всегда может быть ощутимо его благодатное пастырское воздействие. Это воздействие особенно сильно ощущал митрополит Филарет. Его может быть ощутит каждый из нас, если искренно и спасительно будет искать окрест себя источников благодати, источников силы и славы Божией.

Возлюбленные во Христе братие и сестры! Все мы знаем, что глава Русской Православной Церкви — Святейший Патриарх носит имя достославного защитника, собирателя, учителя и миротворца русской земли — имя святителя Алексия. Велик труд патриарха и велика ответственность его перед Богом за всю Православную Церковь, в том числе и за каждого из нас. Очень нуждается он в сердечных молитвах всей его многочисленной паствы. Недаром каждый день, за всяким богослужением слышатся моление «о великом господине и отце нашем, Святейшем Патриархе Алексии».

Высоте и ответственности его служения должна соответствовать высота и ответственность наших молитв и молений о помощи Божией в его великом и страшном перед Богом служении.

Вознесем же сегодня, в день памяти святителя Алексия, особенно горячие сыновние молитвы Господу Богу о духовном укреплении и благодатном вспоможении дорогому для всех нас имениннику в его первосвятительском служении Православной Церкви на многие, многие годы. Аминь.