ПОУЧЕНИЕ АРХИЕПИСКОПА СИМОНА (ВИНОГРАДОВА), ПЕКИНСКОГО И КИТАЙСКОГО (+1933Г.) В НЕДЕЛЮ 8-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.

 

Ныне мы слышали из Евангелия повествование о чудесном насыщении пяти тысяч человек пятью хлебами. Два раза совершил Господь такое чудо — в другой раз четыре тысячи человек насыщены были семью хлебами. В обоих этих случаях Господь находился в пустынном месте, где невозможно было достать пищи собравшемуся народу, и вот Господь, жалея, что усердные последователи Его останутся без необходимой пищи, совершает чудо: немногими хлебами насыщает великое множество людей.

Только два раза совершил Господь чудесно насыщение народа. Еще подобное этому чудо совершил Он на брак в Кане Галилейской — там Он, в виду недостатка вина, претворил воду в вино. Но в обычной Своей жизни, для Себя, Господь не пользовался Своею чудодейственною силою. Например, когда Господь, проходя чрез Самарию, у колодца беседовал с Самарянкой, ученики Его в то время ходили в город купить пищи (Ин. 4, 8), или когда Господь, после торжественного входа в Иерусалим, проведя ночь в Вифании, по утру возвращался в город, то, взалкав, не сотворил чуда, а искал плодов на смоковнице, которая была при пути (Мк. 11, 3).

И Господь решительно отверг мысль с возможности воспользоваться чудодейственною силою для насыщения Себя, когда диавол искушая Его в пустынь, внушал эту мысль. Когда Господь после, сорокадневнаго поста взалкал, диавол говорил Ему: если Ты Сын Божий — скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. На это Господь ответил: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4, 3-4).

Быть может не всем понятен смысл этого ответа. Господь здесь повторяет слова Моисея, сказанные народу Израильскому. «Помни весь путь, которым вел тебя Господь Бог твой по пустыне» — так поучал Моисей народ — «Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои дабы показать тебе, что НЕ ОДНИМ ХЛЕБОМ ЖИВЕТ ЧЕЛОВЕК, НО ВСЯКИМ, СЛОВОМ, ИСКОДЯЩИМ ИЗ УСТ ГОСПОДА ЖИВЕТ ЧЕЛОВЕК» (Втор. 8, 2-3). Ответив искусителю этими словами, Господь показал что человеку подобает ожидать изволения Божия о себе, как бы затруднительны ни были обстоятельства (Пс. 105, 13). Потому Господь и не совершал чудес для Себя и питался пищею, какую Ему предлагали Его почитатели, или покупали для Него ученики.

Большинство чудес, записанных в Евангелии, составляют исцеления больных и бесноватых. Совершая эти исцеления, Господь искал в людях то, что Он может возвращать к жизни н деятельности тех, кто связан узами болезней и даже смерти. Вот цель чудес Христовых — утвердить в людях веру, что Он — наш Спаситель, защитник нашей жизни.

Самое величайшее из всех чудес Господа Иисуса Христа есть Его воскресение из мертвых. И оно является основою всей проповеди Апостольской о даровании роду человеческому вечной жизни. Апостол Павел писал к Коринфянам: «если о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых. — Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес, а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15, 12-14).

Итак, все чудеса Господа нашего Иисуса Христа, и особенно Его воскресение, свидетельствуют, что Он есть податель и защитник нашей жизни. Прародитель наш Адам отпал от этой жизни, вкусив запрещенный плод в раю, и мы все, по подобие Адама постоянно отпадаем от жизни во Христе, уклоняясь произволением своим к греховным помышлениям, чувствам и делам, Но вера во Христа-Спасителя является для нас источником обновления истинной жизни в сем веке и началом жизни вечно-блаженной в веке будущем.

«Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе», говорил Апостол Иаков. «Покажи мне веру твою без дел твоих», продолжает он, «а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог один: хорошо делаешь. И бесы веруют и трепещут» (Иак. 2, 17-19). Вот в наш век многие, именуясь христианами, в вере не превосходят бесов, ибо свойственных вере дел не творят.

Какия же дела свойственные верующему во Христа? — Если предложить этот вопрос человеку нецерковному, светскому, мыслящему по-протестантски он в ответ заговорит о делах милосердия, о любви, о мире, о прощении обид и о прочих заповедях Евангельских. Если же обратимся с этим вопросом к какой-нибудь простой благочестивой старушке, она скажет: у кого ребенок родится, нужно его окрестить, вступающим в законный брак — нужно повенчаться в церкви, к тяжело больному нужно пригласить священника — пособоровать его и причастить, умершего — нужно отпеть и творить о нем память в установленные дни, настал пост — нужно поговеть, исповедоваться и причаститься Св. Таин, в праздник нужно идти в храм, всякое дело нужно начинать с молитвою и с благословением церковным.

Вот это — подлинно дела веры: дела милосердия, любовь, мир и прочия добрыя дела можно найти и у язычников, а принимать Св. Крещение, исповедывать грехи свои пред духовником, причащаться Тела и Крови Христовых и соблюдать прочия церковныя установления можно только по вере в Господа Иисуса Христа.

Нам, православным христианам, нужно дорожить тем, что дела веры у нас вошли в обычай. Но избави Бог творить их только по обычаю: нужно творить их по вере в Господа Иисуса Христа, что Он есть податель и защитник жизни — тогда они поведут нас к жизни вечной.

5/18 августа 1929 г.