СЛОВО СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ВЛАДИМИРА (БОГОЯВЛЕНСКОГО), МИТРОПОЛИТА КИЕВСКОГО И ГАЛИЦКОГО (+1918Г.) В ДЕНЬ КОНЧИНЫ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ЕРМОГЕНА, ПАТРИАРХА ВСЕРОССИЙСКОГО


СЛОВО СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ВЛАДИМИРА (БОГОЯВЛЕНСКОГО), МИТРОПОЛИТА КИЕВСКОГО И ГАЛИЦКОГО (+1918Г.)
В ДЕНЬ КОНЧИНЫ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ЕРМОГЕНА, ПАТРИАРХА ВСЕРОССИЙСКОГО.

Ныне мы празднуем 300-летие блаженной кончины Святейшего Патриарха всероссийского Ермогена. При воспоминании о той эпохе, когда жил святитель Ермоген, восстает в памяти одна из самых мрачных картин Русской истории... Это было время великого гнева Божия на Россию, время политического и нравственного развращения народа и время, когда народу приходилось стенать под натиском иноверцев, старавшихся стереть с лица земли православие.

Но милосердный Господь послал спасение России в лице ныне поминаемого святителя патриарха Ермогена, избранного на это служение и посвященного в сан Патриарха в этом самом храме, где мы в настоящее время молимся...

Его самоотвержение и ревность поучительны для всех, и в особенности для нашего времени, которое имеет некоторое сходство со Смутным временем Русского Государства. Я не буду здесь говорить о развивающемся в сильной степени в настоящее время масонстве, не буду говорить и о походе против Церкви со стороны социал-демократической партии. Я желаю указать на опасность, грозящую православию от вероучений различных философов: одни из них проповедуют, что для народа нужна не религия, а наука, другие утверждают, что все религии хороши, третьи проповедуют, что никто не должен касаться религиозных убеждений... четвертые говорят, что правительство должно им строить мечети, капища, содержать духовенство... долго перечислять все виды софизмов, которые пускаются в ход для ослабления православия...

Нас стараются убедить, что веротерпимость есть ореол высшей добродетели. На самом деле это не то: по самому словопроизводству веротерпимость есть только терпение чужой веры со стороны христианина.

Мы должны узнать свою веру, изучить ее, распространять ее, а затем уже и снисходительно относиться к тем, которые ее не признают.

Теперь все искажено: говорят, что нужно каждому предоставить полную свободу вероисповедания — пусть переходят в какое угодно вероисповедание...

Кто требует веротерпимости для других, тот требует этого в то же время и для себя, иначе почему же он желает оградить себя от этих притязаний?

Если бы подобные люди веровали, то никогда не требовали бы свободы для других, а в настоящее время они оставляют веру без охраны, церкви без защиты, преступников без наказания...

Если так рассуждать, то нужно совершенно отказаться от борьбы со злом и дать ему полную свободу.

Есть еще много христиан, которые защищают веротерпимость, не зная основ своей веры и боясь в то же время получить название фанатиков.

Это указывает, как шатки вообще наши познания в истинах веры: мы даже и не стараемся, чтобы ее изучить.

Братия! Мы сюда собрались в честь святителя патриарха Ермогена, положившего свою душу за веру и Отечество. Вознесем же горячие молитвы ко Господу, да возрастит Он для Церкви таких же крепких и энергичных мужей, каким был патриарх Ермоген; пусть они выведут общество из бездны заблуждений, которые грозят нашей Церкви неизмеримыми бедствиями.

Произнесено 18 февраля 1912 года в Успенском соборе Кремля. Воспроизведено по памяти одним из слушателей.