ПРИБЛИЖАЕТСЯ ПРАЗДНИК ВСЕМИРНОГО ВОЗДВИЖЕНИЯ
ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ.

Уже совсем скоро, 26 сентября, на Всенощном бдении в канун праздника Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста в православных храмах Русской Церкви из алтарей будет торжественно изнесен на средину храма святой образ Креста Господня, который будет находиться на праздничном месте в течение восьми дней для умиленного лицезрения и подобающего поклонения всем христолюбивым людям.

Праздник Воздвижения Креста Господня был установлен Церковью в память обретения в 326 г. подлинного Креста Христова.

Дело в том, что римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в народе все воспоминания о священных местах, связанных с Распятием и Воскресением Господа Иисуса Христа. Так, император Адриан (годы его правления 117 - 138 гг. по РХ) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень, и на искусственном холме поставить капище, т.е. языческий храм богини Венеры и статую Юпитера. И на святом месте Распятия и Воскресения Христова долгие годы собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения. Однако, два века спустя Промыслом Божиим великие христианские святыни, - Гроб Господень и Животворящий Крест, - были вновь обретены христианами и открыты для поклонения.

Это произошло при святом равноапостольном императоре Константине Великом (годы его правления 306 - 337 гг. по РХ), первом из римских императоров, прекратившем гонения на христиан.

В то время в Риме царствовал Максенций, который причинял народу много зла, преследуя и мучая не только христиан, но, убивая и язычников, разграблял их имущества и жил крайне порочно, оскорбляя благородные семьи. По причине своих жестокостей и развращенной жизни, он был тягостен и гнусен всему Риму. Поэтому Римляне тайно послали царю Константину, находившемуся тогда с матерью своей в Британии, прошение, умоляя его придти и избавить их от сего мучителя. Константин сначала написал к Максенцию, дружески увещевая его прекратить свои мучительства. Но Максенций не только не послушал его и не исправился, но стал еще хуже и поднял оружие против самого Константина, не желая, чтобы он был равным ему царем.

При этом Константина избрало на царский престол все войско, а Максенций взошел на престол самовластно. Народ не любил его, и только некоторые вельможи, коим он обещал большие дары и многие почести, изъявили желание на его избрание; Константин же был провозглашен царем по всеобщему согласию.

Услышав, что Максенций не исправляется, но усиливается в своей злобе, Константин собрал войско и пошел на него войной. Видя, что сила войска его не велика, принимая при сем в соображение и коварство Максенция, он начал сомневаться в своем успехе. Он знал, что Максенций проливал много человеческой крови для совершения различных волхвований, и заклал в жертву бесам много юношей, девиц и жен, зачавших во чреве своем, чтобы умилостивить тем ложных богов своих, на которых надеялся. Зная, что Максенцию помогает и сила бесовская, Константин начал молиться Единому, владычествующему над небом и землею, Богу, Коего почитает весь род христианский, и умолял даровать ему знамение победы над мучителем.

И когда он таким образом усердно молился, в полдень явилось ему на небе звездное изображение Креста Господня, сиявшее сильнее солнечного света. На нем была надпись: Сим побеждай. Это чудесное явление видели все воины, среди коих был и полководец Артемий (который после претерпел мученичество за Христа при Юлиане Отступнике), и, видя, пришли в удивление. Большинство же из них устрашились, потому что у язычников изображение креста было знаком злополучия и смерти, так как на кресте умирали присужденные к смертной казни разбойники и злодеи. Посему воины боялись, что война их будет неудачной. Сам царь Константин находился в великом смущении. Но ему ночью явился во сне Господь, и снова показал явившееся днем знамение честного Креста, сказав при этом: Сделай подобие знамения сего, и повели носить перед полками, и тогда победишь не только Максенция, но и всех врагов твоих.

Царь поведал приближенным видение свое и, призвав искусных мастеров золотых дел, повелел им сделать Честный Крест Господень, по подобию явившегося знамения, из золота, бисера и драгоценных камней. При этом и всем воинам своим он повелел изображать знамение креста на всем оружии, на шлемах и щитах.

Максенций, прослышав о походе Константина в Италию на Рим, смело выступил с Римскими войсками против Константина. Константин же приказал носить перед полками своих воинов честный Крест. Когда они сошлись с Максенцием и вступили в битву, то Максенций силою Честного Креста был побежден, и множество воинов его было умерщвлено, сам же он обратился в бегство. Гонимый царем Константином, он переправлялся через реку Тибр мостом, который сам построил; но в это время мост силою Божиею разрушился, и мучитель потонул в реке со своими войсками, подобно древнему фараону, и наполнилась река всадниками, конями и оружием.

Константин Великий победоносно вошел в Рим, и весь народ радостно встретил его с великими почестями. Царь же возсылал величайшую благодарность Богу, даровавшему ему победу над мучителем силою Честного и Животворящего Креста, а в память той преславной победы поставил среди Рима на высоком каменном столбе Крест, на котором написал: Сим спасительным знамением град сей освобожден от ига мучителя.

В другой раз царь Константин пошел войною на Византийцев, небольшой город которых - Византий основал, назвав своим именем, некий грек Визас во времена Манассии, царя Иудейского. Дважды побежденный ими, Константин находился в великой печали. И вот однажды, при наступлении вечера, воззрев на небо, он увидел как и прежде, Крест на небе, изображенный звездами, и вокруг его надписание: Сим победишь. После сего, когда в битве снова был предносим Крест, Константин победил врагов своих и взял город Византий.

В третий раз, когда Константин сражался со Скифами на реке Дунай, опять явилось на небе сие спасительное оружие, и снова, как и прежде, Константин одержал победу.

Уразумев из сих событий силу Распятого на Кресте Господа Иисуса Христа, и уверовав, что Он есть Единый и Истинный Бог, Творец и Вседержитель, император Константин Великий в 313 году издал так называемый Миланский эдикт, по которому была узаконена христианская религия, и гонения на христиан в Западной половине империи прекратились.

Правитель Восточной половины империи Ликиний, хотя и подписал в угоду Константину Великому Миланский эдикт, однако фактически продолжал гонения на христиан. Только после его окончательного поражения и на Восточную часть империи распространился указ 313 года о веротерпимости.

Равноапостольный царь Константин Великий, одержав три столь значительные победы с помощью знамения Креста Христова, в благодарность Богу возымел желание поставить храм Господень на месте распятия Его - горе Голгофе в Иерусалиме. Для исполнения этого благочестивого замысла в 326 г. в Иерусалим отправилась боголюбивая мать царя Константина, равноапостольная царица Елена, которая, к тому же, по особенному внушению Божию, имела пламенное желание найти Крест Господень.

По прибытии на Святую Землю царица Елена была с подобающей честью встречена Иерусалимским патриархом Макарием, и призвав иудейских вождей, стала допытываться, где сокрыт Крест на котором был распят Господь. Под страхом мучений и смерти они указали на некоего мужа, именем Иуду, который должен был знать о сей тайне, ибо был потомком иудейского пророка. Сей Иуда, быв приведен к царице Елене, стал отрицать, что знает место сокрытия Креста Божия, но после того, как был посажен в глубокую яму, вскоре указал оное.

Дивен промысел Божий в судьбах человеческих. По обретении Святого Креста, Иуда, указавший место сокрытая его, уверовал в Господа, крестился с именем Кириака, и со временем за добродетельную жизнь был избран Иерусалимским патриархом. Но милостью Божией, он достиг не только патриаршего достоинства, но и мученического венца. Он пострадал за Христа в 363 г. от императора Юлиана Отступника, который за отказ патриарха Кириака принести жертву идолам велел лить ему в рот расплавленное олово, потом положил на раскаленное медное ложе. Мужественно перенесши эти мучения, святой страдалец скончался, будучи брошен в кипящий котел и пронзен копием. Так, не возмогши против Бога потерпеть малого в глубокой яме, он, уверовав в Господа, укрепляемый Духом Святым, с честью претерпел за Христа несравненно большие мучения, и удостоился мученического венца. Память священномученика Кириака совершается Православной Церковью 10 ноября н.ст.

Но это было после. Тогда же, по указанию Иуды, была раскопана пещера где был спрятан Крест Господень; но вместе с ним в пещере были обнаружены и другие два креста, на которых были распяты два разбойника: по правую и левую сторону от Господа (Ев. от Матфея гл. 27, стих 38). Узнать, который из трех крестов является Крестом Господа было трудно, так как дощечка с надписью вины - "Иисус Назарянин царь Иудейский", - лежала отдельно. Необходимо было высшее свидетельство о том, какой из обретенных крестов является истинным Крестом Господа; и такое свидетельство было явлено в чудодейственной силе Креста Христова. По распоряжению патриарха Макария, найденные кресты были принесены ко одру одной болящей благочестивой женщины, и патриарх, в присутствии царицы Елены и множества народа, начал возлагать кресты на болящую. Прикосновение двух крестов не произвело никакого действия, но от прикосновения третьего креста больной чудесно было возвращено здравие.

На обратном пути было получено еще более чудесное доказательство того, что исцеливший болящую есть истинный Крест Христов. Патриарх Макарий, встретив несших для погребения тело умершего, снова начал возлагать один за другим кресты на умершего, - и умерший воскрес от прикосновения того же Креста, который показал свою чудодейственную силу над болящей. Слава чудес от Креста Господня привлекла к Голгофе великое множество народа. Так как для многих, за теснотою, не было возможности не только приблизиться и облобызать Честный Крест, но и видеть его, то патриарх, став на возвышенном месте и воздвигая Честный Крест, показывал его в отдалении стоящим, и весь народ в радостном восторге взывал: "Господи помилуй!"

Таковы истоки праздника Воздвижения Креста Господня. Установление же самого праздника Воздвижения относят ко времени освящения храма Воскресения Христова на месте Гроба Господня, где и Честный Крест был обретен. Сие освящение было совершено 13 сентября ст.ст., 335 года, а праздник Воздвижения был отнесен к 14 сентября ст.ст. (27 сент. н.ст.). Так как празднование Воздвижения было установлено собором епископов, прибывших на освящение храма со всех стран империи, причем было положено праздновать его повсюду, то оно распространилось во всем христианском мире, и праздник сделался Всемирным в собственном смысле слова.

После обретения Честного Креста святая царица Елена часть Животворящего древа вместе со святыми гвоздями, которыми было пригвождено Тело Господа Иисуса, сохранила при себе, а прочее, вложив в серебряный ковчег, передала на сохранение патриарху Макарию для строящегося по ее повелению храма Воскресения Христова. Возвращаясь из Иерусалима в Константинополь, один из святых гвоздей царица Елена была вынуждена ввергнуть в Средиземное море для укрощения бури. Другой гвоздь царь Константин вковал в шлем свой; оставшиеся же два гвоздя были употреблены в устроение узды императорского коня.

В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня соединилось другое знаменательное событие возвращения Честного Креста из персидского плена. В 614 году, во время войны с греческим императором Фокой, персидский царь Хозрой овладел Иерусалимом и его святынями, в т.ч. и Крестом Господним, который был увезен в Персию. Пребывание Честного Креста в языческой стране сопровождалось поразительными знамениями и чудесами. В Персии повсюду заговорили: Бог христианский к нам пришел, и что с нами будет? Сам Хозрой оказывал христианской святыне честь и уважение: он не осмеливался вынуть Честное древо из запечатанного ковчега, в котором оно хранилось, и во все время пребывания в Персии оно оставалось неприкосновенным. В 628 году Животворящее древо Креста Господня было возвращено преемником Хозроя, Сироесом, по заключении мира с императором Ираклием.

Когда император Ираклий восхотел сам, на своих плечах, внести Честное древо в Иерусалим и вернуть его на прежнее место, то во время торжественной процессии, когда он в царском облачении и Честным древом Креста на плечах достиг врат, ведущих к Голгофе, внезапно был остановлен невидимой силой, и не мог двинуться ни шага далее. Тогда патриарху иерусалимскому Захарии было видение Ангела Божия во вратах, возбраняющего вход царю, и говорящего: "Не таким образом Творец наш то древо крестное сюда нес, каким вы несете его". В ужасе патриарх обратился к царю, увещевая его снять богатые царские ризы, н последовать нищете Христовой. Тогда царь Ираклий снял с себя багряницу и царский венец, и, облекшись в простое и худое одеяние, внес во врата Честное древо Креста без всякого препятствия, восходя босыми ногами на Голгофу, и внес древо Креста в храм, откуда оно было похищено.

Крест был возвращен из персидского плена в самый день его обретения царицей Еленой 14 сентября ст.ст. (27 сент. н.ст.). И была великая радость и веселие верным о возвращении Креста Господня, и ликовали православные, поклоняясь сему Божественному Жертвеннику, на Котором Сын Божий благоволил принести Себя в жертву любви для спасения рода человеческого от власти диавола и смерти.

Так и мы до сего дня храним в церковной памяти эти события, и воспоминая их, в сии дни износим знамение Креста Христова на центр храма для поклонения всем верным и любящим Господа, "Который, - по слову Апостола Павла, - вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия" (Евр. 12,2). Ему же слава, держава, честь и поклонение от ныне и во веки!

www.na-gore.ru