Вознесение Господне.


ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ.

    
"Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем,
как и Я победил и сел со Отцем Моим на престоле Его", говорит Господь"
(Откр.3:21).

    От самых времен святых Апостолов день Вознесения Господня составляет для всех христиан предмет благоговейного, торжественного празднования, и вместе с тем представляет для всех нас неисчерпаемый источник радости и утешения. Этот день святая Церковь называет исполнением Божественного смотрения (попечения) о нас, т.е. последним действием Бога в совершении нашего спасения, через которое земное соединено с Небесным. "В Вознесении Своем наше человеческое тело, наше естество человеческое Он возносит на Небо и вступает, Плотоносец, в глубины Троичной тайны" . Далее митрополит Антоний еще шире раскрывает тайну домостроительства Божия: "И когда Христос возносится на небо, Он не только наше человечество, Он все видимое, всю видимую тварь вносит в глубины Божественной тайны, в недра Троичной, дивной Божественной действительности" .
    Праздник Вознесения Господня празднуется в 40-й день по Пасхе, который всегда приходится в четверток 6-й недели. Свое название он получил от воспоминаемого и прославляемого в этот день события Вознесения Господа нашего Иисуса Христа по плоти на небо (Мр.16:16-20; Лк.24:50-53; Деян.1:4-12). В последний день Своего видимого пребывания на земле Господь Иисус Христос, явившись собравшимся всем вместе апостолам и заповедав им не отлучаться из Иерусалима, но ждать обещанного им сошествия Святого Духа, "вывел их вон из города (Иерусалима) до Вифании", на гору Елеонскую, во время пути беседуя с ними об устроении Своей Церкви на земле. [По объяснению преосвящ. Филарета, митр. Московского, гора Елеонская избрана Господом местом вознесения, как можно думать, потому, что и прежде она была у Него избранным местом, которое освятил Он многократным Своим пребыванием и молением, особенно же потому, что здесь начались Его спасительные для нас страдания, равною смерти скорбью душевною и многотрудною молитвою, простертою до произлияния кровавого пота]. На вершине горы Елеонской Господь, разъясняя свв. апостолам, в чем должно состоять их назначение, сказал им: "Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли" (Деян.1:8). Сказавши это, Спаситель поднял Свои Божественные руки и благословил Своих учеников. "И бысть егда благословляше их, отступи от них, и возношашеся на небо". Апостолы благоговейно поклонились благословлявшему их Господу и с трепетным изумлением смотрели, как Он возносился на небо, пока, наконец, облако скрыло Его от взоров их.
    Установление праздника Вознесения несомненно восходит к самой глубокой древности. Так, уже апостольские постановления предписывают совершать его в сороковой день по Пасхе. Св. Иоанн Златоуст называет этот праздник важнейшим и великим и относит его к разряду праздников, несомненно установленных апостолами, - Пасхи и Пятидесятницы. Блаж. Августин тоже называет его праздником древнейшим и повсеместным.
    В Богослужении этого праздника изображаются грустные размышления, в которые первоначально были погружены Апостолы, оставшись сирыми: "Ученицы же дивящееся, глаголаху: не разлучися нас Пастырю Добрый, но посли нам Духа Твоего Пресвятого, наставляюща, и утверждающа, и просвещающа, и освящающа души наша", но которые постепенно сменяются песнопениями, проникнутыми высоким чувством радости.
    И действительно, Господь не умедлил утешить учеников Своих в столь неожиданном и прискорбном для них разлучении. Тотчас явились апостолам два мужа в белых одеждах. Это были ангелы, которых вознесшийся Спаситель, как Господь и Владыка ангелов, послал на землю к апостолам. Ангелы сказали им: "Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо" (Деян.1:11). Услышав от ангелов столь утешительную весть, апостолы, храня в сердце ободряющие слова Спасителя "Я с вами во все дни до скончания века" (Мф.28:20) и преисполненные глубочайшей радости, оставили Елеон и возвратились в Иерусалим. Господь готовил учеников не только к Своей Крестной смерти, но и к Своему скорому последующему отшествию ко Отцу: "лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам" (Ин.16:7). Вознесение Господне не обеднило человеческую жизнь, а, напротив, обогатило ее. Господь вознесся для того, "чтобы вместо Себя ниспослать на землю, или на Церковь Свою Духа Святого, третье лицо пресвятой Троицы, собезначальное, соприсносущее, животворящее, равносильное, равнославное, всесвятое, всеблагое, всеправедное, всесильное, премудрое, всемогущее, - чтобы Он принял явно торжественное участие в спасении искупленного честною Кровию Христовою рода человеческого" . На небе через Свое Вознесение Христос приготовил место всем верующим и любящим Его: "И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я" (Ин.14:3). Апостол Павел в послании к Ефесянам открывает другую сторону этого события: "Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все" (Еф.4:10). Наполнить Собою все - небо и землю, быть главою Неба - всех ангелов, или сил небесных, начальств, властей, престолов, херувимов и серафимов и всякого имени, именуемого не только в этом веке, но и в будущем, и вместе Главою Церкви земной, которую Он стяжал Своею Кровью, и которую соединил Себе, став ее Главой.
    Таинственную пелену о невидимом восхождении Сына Божьего к Отцу приоткрывает нам Священное Писание Ветхого Завета. Из псалмов святого царя Давида нам известно, что возносившегося Господа с трубным гласом встречали и сопровождали ангелы (Пс.46: 6).

     Дух Святой повелевал Небесным Силам отверзть Искупителю врата вечного царства славы: "Поднимите, врата, верхи ваша, и поднимитесь, двери вечные: и войдет Царь славы!" (Пс.23:7). И Спаситель наш, "восшед на небеса, отонудуже и сошел", как Сын Божий, Единосущный Богу Отцу, восприял ту Божественную славу, которую имел у Отца прежде бытия мира; восшел на небеса, как Сын Человеческий, превознесши в лице Своем человечество "превыше всякаго начальства, и власти, и силы, и господства" (Ефес. 1:21). Сам Бог Отец с любовью ожидал и принял к Себе возлюбленного Сына Своего, Богочеловека Иисуса Христа, Которого и посадил одесную Себя, как это было изображено еще в Ветхом Завете св. псалмопевцем: "Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих" (Пс.109:1; Рим.8:34; Евр.8:1).
    Таким образом, Спаситель наш не только вознесся на небо, но и воссел одесную Бога Отца, т. е. как Богочеловек и Искупитель мира, восприял и по человеческому естеству всю власть, величие и славу, которые принадлежат Ему по Божеству, как и Сам он, по воскресении Своем, сказал апостолам: "Дана Мне всякая власть на небе и на земле" (Мф. 28:18).
    Это Вознесение и седение одесную Бога Отца мы исповедуем в Шестом члене Символа Веры.
    Своим вознесением Господь наш Иисус Христос соединил земное, с небесным и прославил наше человеческое естество, вознеся его на престол Божий; и указал нам, что и наше отечество на небе, в Царствии Божием, которое открыто теперь для всех истинно верующих в Него. "Се, образ твой христианская душа! Смерть, которую ты так боишься не есть смерть…но вознесение твое от земли к небесам" .
    "Осознаем же теперь…как велико призвание человека, которое только мы, верующие, можем знать до конца, до самых глубин, возрастем в меру роста Христова, станем подлинно Христовым телом - если нужно, то распятым за спасение мира - и возлюбим этот мир, станем его строителями со всеми людьми доброй воли, во славу Божию, в радость земли…" .



    Синодальный Отдел Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями. www.pobeda.ru

Информационно-Просветительский Проект "Православное Чтение". www.zavet.ru

Кафедральный собор Патриарха Московского и Всея Руси. www.xxc.ru

Официальный сайт Свято-Троицкой Сергиевой лавры. www.stsl.ru

Цветная Триодь

Фотографии и иконы с сайтов:

www.artsfer.ru

www.pravmir.ru

www.zavet.ru

www.xxc.ru