ПРОПОВЕДЬ ПРОТОИЕРЕЯ ВАЛЕРИЯ ЗАХАРОВА В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВ. ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ФЕОДОРА ТИРОНА.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь!

В этот день Святая Церковь установила особое прославление одного из своих великомучеников — Феодора Тирона. Слово «тирон» в переводе на русский язык означает «новобранец». Почему так именовали Феодора? Потому что незадолго до своих страданий за Христа он, исполняя свой гражданский долг, был призван к служению в армии.

В это время вновь начались гонения на христиан. Выяснилось, что среди военной дружины были христиане, и среди них воин Феодор. Он был во всех отношениях незаурядным юношей: статный, высокого роста, физически великолепно сложен, красив лицом и весьма умен. Не сразу его начали мучить, сначала ему ласково предложили принести жертву языческим богам. При этом речь даже не шла о том, чтобы отречься от Христа, просто надо было бросить к ногам языческого бога щепотку ладана. Казалось бы, Феодор должен был поступиться совсем немногим. Ну что плохого в том, чтобы бросить ладан к ногам языческого идола? Ведь все равно можно продолжать верить во Христа.

Похожие обстоятельства иногда складываются и в нашей жизни. Эти обстоятельства, как нам кажется, вынуждают нас не отрекаться от своего Бога, но, нарушив Его заповедь, сделать небольшое отступление от закона. И мы, к сожалению, очень часто идем на это. А святой великомученик Феодор, память которого сегодня совершает Церковь, показывает нам пример хранения душевной чистоты, когда случаются искушения и враг хочет помешать нашему посту. Он не согласился сделать то, к чему его призывали, потому что знал — тот, кто неверен в малом, тот не может быть верен и во многом. По обычаям того времени Феодора стали подвергать различным пыткам. И, наконец, мучители приняли решение сжечь его на костре. Вот так мученически пострадал святой великомученик Феодор Тирон.

День его памяти Святая Церковь совершает 17 февраля по церковному календарю. Но почему сегодня на вечерне субботы Первой седмицы Великого поста Святая Церковь молится святому великомученику Феодору Тирону и прославляет его память?

Святой великомученик пострадал примерно в 305-306 годах. Прошло чуть более 50-и лет. В Византийской империи царствовал Юлиан Отступник — племянник Константина Великого — человек, который в свое время прислуживал в церкви (его благословили носить стихарь), и, казалось бы, верил во Христа. Когда он стал императором, он решил вернуть свою империю к идолопоклонству.

Открыто бороться с христианством Юлиан побаивался. Тогда он решил совершить злонамеренное лукавое действие. Он призвал языческих жрецов и приказал им после совершения идольских жертвоприношений собрать кровь животных и в Первую седмицу Великого поста окропить ею все продукты, которые продавались на рынках. Жрецы так и сделали, и никто об этом не был оповещен. Но «Бог поругаем не бывает». (Гал. 6, 7). В одну из ночей первой седмицы Великого поста антиохийскому епископу Евдоксию является святой великомученик Феодор, пострадавший за верность Христу; он предупредил христиан об этой опасности, и они заранее запаслись нужными продуктами. Так небесное покровительство спасло Церковь Христову от осквернения, и врагу не удалось осквернить святыню, а христиане сохранили свою чистоту.

Невольно встает вопрос: был бы грех на тех людях, которые, не зная, что пища окроплена идоложертвенной кровью, стали бы её вкушать? Кто-то может сказать: «Нет в этом никакого греха, потому что не знали об этом люди». Но Бог предотвращает даже неведомый для человека поступок. В этой истории есть очень важный для нас урок: мы всегда должны быть осторожны в своих поступках, в своих словах и стараться, чтобы ничто не оскверняло нашего поста. А пост для того и существует, чтобы человек задумывался о том, какие поступки он совершает, какие мысли его посещают, какие слова он протоизносит.

Мы освящаем коливо с медом или сахаром в знак того, что сладок пост, сладка постная пища, которую мы вкушаем, потому что она с благодатью Божией. Великая разница в том, чтобы вкушать с благодатью и любовью Божией, как говорит Премудрый в своих притчах, самую скромную пищу, и в том, чтобы вкушать самую роскошную без любви и без Божией благодати. Эта «сладость»не просто вещественная сладость пищи, созданной для нас Богом, о вкусе которой также заботится Господь. Речь идет о сладости истинной, о сладости духовной.

Если вы сегодня внимательно слушали паремийные чтения за Божественной Литургией, то вы слышали, что первая паремия из книги «Бытие» напомнила нам о страшном и трагическом событии в истории человечества — грехопадении наших прародителей, когда Ева и Адам вкусили от запрещенного плода. Человек, в лице Адама и Евы, понял, что он отступился от Бога и лишился очень многого, нарушив заповедь. Но Бог не сразу выгоняет Адама и Еву из Рая. Адам решает спрятаться от Бога, то есть совершает безумный поступок, потому что от Бога спрятаться невозможно. «И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?» (Быт. 3, 9). Бог ожидал от Адама покаяния. Адам не только не покаялся, но и обвинил Бога и Еву: «жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел». (Быт. 3, 12). Ева, казалось бы, должна была понять, что Адам поступает неверно. Она должна была упасть в ноги Богу и сказать: «Господи! Это я виновата. Прости меня и моего мужа». Но Ева говорит: «змей обольстил меня, и я ела». (Быт. 3, 13).

Как это похоже на нашу жизнь. Вспоминая Адама и Еву можно сказать: «Вот какие неразумные. Им бы сказать “Господи, прости”и не случилось бы изгнания из Рая, не было бы смерти, и по сей день мы все продолжали бы жить в Раю». Конечно, легко осуждать наших прародителей. Но ведь мы поступаем точно также: приходим на исповедь и обвиняем соседку, которая козни строит, плохую сноху, плохого начальника, плохого мужа и так далее. А покаяние должно быть в искреннем сокрушении о том, что я и только я безмерно виноват перед своим Создателем, я не исполняю Его заповеди.

Сегодня вечером мы придем на Таинство Исповеди. И давайте, прежде всего, осудим самих себя. Постараемся вырвать корень греха, находящийся в своем сердце. Потому что это терние греха меня оскверняет и меня удаляет от моего Бога. Вот о чем нам сегодня напоминает Святая Христова Церковь. Напоминает для того, чтобы все мы достойно провели дни Великого поста, чтобы ничто не осквернило величие и святость этих дней, чтобы этот период был для нас спасительным. Об этом мы сегодня молились святому великомученику Феодору Тирону. Дай Бог, чтобы его молитвами и молитвами всех святых подвижников веры и благочестия Господь сподобил нас достойно провести великопостные дни с тем, чтобы это время было для нас и приятным и спасительным. Аминь.

2010 г.