СЛОВО ПРОТОИЕРЕЯ ВАЛЕРИЯ ЗАХАРОВА ВО ВСЕЛЕНСКУЮ РОДИТЕЛЬСКУЮ МЯСОПУСТНУЮ СУББОТУ.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня, братья и сестры, Святая Церковь собрала нас под своды своих святых храмов для того, чтобы все мы едиными устами и единым сердцем вознесли молитвы о всех от века почивших праотец, отец, братий и сестер наших. Сегодня поистине ликует земля и небо. Все мы радуемся от осознания того, что наши усопшие родные и знакомые продолжают жить, потому что души этих людей бессмертны. Небо радуется оттого, что все, за кого мы молимся, знают, что они не забыты.

Молитва об упокоении наших близких зиждется на вере в то, что все люди бессмертны, ибо каждый человек сотворен для вечности. Мы надеемся на то, что наша молитва будет услышана Богом, и Он упокоит души усопших рабов Своих. И конечно же, мы молимся об упокоении наших родных и близких потому, что продолжаем их любить.

Почему необходима эта молитва? Наверное, вам приходилось слышать высказывания о том, что каждый человек получает в Жизни Будущего Века то, что заслужил здесь на земле, а поэтому какая-либо молитва об усопших бесплодна и бесцельна. Так ли это? Святая Церковь исповедует твердую убежденность в необходимости такой молитвы.

Когда преподобный Ефрем Сирин умирал, он просил своих собратьев после его кончины продолжать совершать о нем усердную молитву ко Господу Богу. Казалось бы, святой жизни человек, а он просит о сугубой молитве даже после его упокоения. Какой отсюда можно сделать вывод? Если даже святой просит о молитве, то особенно в ней нуждаются грешники. А большинство людей далеко не святы, и из опыта личной жизни мы знаем, как легко мы совершаем грехи, как легко поддаемся врагу рода человеческого.

Возможно, живя на земле, человек веровал в Бога и хотел жить праведно, но в силу обстоятельств и в силу неокрепшей своей веры он поддавался искушениям и согрешал, и в таком состоянии он пребывает там, в Жизни Будущего Века. Так неужели мы не протянем ему руку нашей помощи, нашей христианской любви? Неужели мы не попросим Бога в нашей усердной молитве о том, чтобы Господь был милостив, чтобы Господь простил его согрешения вольные и невольные. В этом наш долг и прямая обязанность: помолиться о всех почивших праотцах, отцах, братьях и сестрах наших. И не только в эти сугубо установленные для поминовения усопших дни, которые именуются родительскими днями, но и всегда, каждый день во время совершения утренних или вечерних молитв.

Сегодняшний день именуется субботой мясопустной, потому что уже завтра в неделю о Страшном Суде мы будем заговляться на мясо, и с понедельника православные христиане не вкушают мясной пищи. Завтра мы еще будем рассуждать на тему Страшного Суда, но сегодня Святая Церковь не случайно совершает сугубую молитву об упокоении всех почивших православных христиан, потому что Суд, которому еще предстоит быть в судьбах этого мира, будет окончательным Судом.

После смерти всякая человеческая душа предстает перед Богом, и совершается так называемый частный суд. Душа определяется или для блаженной жизни, или на мучения, которые именуются адскими мучениями. Потому мы и молимся об упокоении наших родных и близких, веря в то, что по молитвам всей Церкви Господь простит и упокоит их души. Мы знаем, что Господь услышит нашу молитву. Но когда наступит тот самый Страшный Суд, тогда окончательно праведники будут отделены от грешников. Праведников Господь поставит по правую Свою руку и скажет: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира». (Мф. 25, 34). Грешникам Он скажет страшные для них слова: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его» (Мф. 25, 41).

По-человечески бывает прискорбно осознавать, что нет рядом с нами любимых и родных людей, но мы, православные христиане, верим и знаем, что смерти нет, что смерть побеждена Воскресением Христовым. Те, кто сегодня внимательно слушал апостольское чтение, могли обратить внимание на слова апостола Павла: «Не хочу же оставить вас, братья, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» (1 Фес. 4, 13-14). Да, братья и сестры, все люди — и еще живущие, и те, кого уже нет с нами — все продолжают жить. И как они нуждались в нашей молитвенной помощи и поддержке, живя на земле, также они нуждаются и теперь. Так пусть каждый из нас усерднее и усерднее совершает свою сердечную молитву о том, чтобы Господь простил согрешения вольные и невольные и даровал Царство Небесное тем, о ком мы совершаем молитву.

Дай Бог, чтобы Господь даровал Вечное и Нескончаемое Блаженное Царство тем, о ком мы молимся. И здесь у нас есть еще одна радостная надежда: наша молитва не односторонняя, не только мы молимся о них, но и они молятся о нас. Видя наши скорби, трудности, болезни, они стараются помочь нам, предстоя перед Престолом Божиим и совершая свою усердную молитву….

И еще один урок. Хотя мы и говорим о том, что смерти нет, что она побеждена Воскресением нашего Господа, но каждому из нас придется пройти через горнило смерти. Когда для нас наступит это время, мы не знаем. И мы счастливы оттого, что мы не знаем об этом времени. Но это побуждает нас быть бдительными и постоянно готовыми к переходу из временной жизни в Жизнь Вечную. Вот о чем сегодня нам хочет напомнить Святая Церковь. Все мы здесь временно, а значит, каждый должен достойно подготовить себя к Вечной Жизни. Будем помнить об этом, братья и сестры. Будем помнить о нашем христианском долге. Будем помнить о том, что все мы — дети Божии. А поэтому как ответственны мы должны быть во всех наших делах, как ответственны должны быть наши слова. Потому что по делам и словам мы будем судимы. За каждое праздное слово человек даст отчет на Страшном Суде….

Будем постоянно молиться не только о живых и о нас самих, но и о тех, кого уже нет с нами, твердо веря в то, что когда все мы встанем на Страшный Суд, мы сможем услышать слова Христа Спасителя: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира». (Мф. 25, 34). Аминь.