БЕСЕДА ПРОТОИЕРЕЯ ВЛАДИМИРА ЗАЛИПСКОГО (+1997Г.) В НЕДЕЛЮ 32-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ


БЕСЕДА ПРОТОИЕРЕЯ ВЛАДИМИРА ЗАЛИПСКОГО (+1997Г.) В НЕДЕЛЮ 32-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ.

Начала покаяния

Это воскресенье почитается церковью первым приготовительным к Великому посту. Пост у нас начнется через месяц. Пост, вы знаете, это время не только воздержания в пище, и даже главным образом это не воздержание в пище. Пост — это время покаяния.

О покаянии что надо сказать? Мы понимаем покаяние так, что это раскаяние в своих грехах, в своих худых делах. Такое понимание, конечно, правильное. Но когда Христос Господь первый раз вышел на проповедь и сказал людям: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», то Он имел в виду не только раскаяние в грехах... Господь смотрел гораздо шире и глубже.

Дело в там, что слово «покаяние» — это перевод слова греческого: «метания». Если точно передать смысл этого слова, то Господь говорит как бы так людям: «Перемените образ мыслей, начните иначе относиться ко всему окружающему. Изменитесь внутренне прежде всего». Покаяние — это прежде всего перемена. Перемена человека. Изменение внутреннее. Что у меня в сердце, такой я, в общем-то, и есть, хотя внешне могу показывать себя другим.

Получается так, что покаяние имеет два значения. Первое — это наше обычное, повседневное: раскаяние в своих худых делах, в грехах. И второе значение — это вообще перемена жизни, не обязательно жизни греховной. Это может быть не греховной, но все-таки это жизнь может измениться. Измениться эта жизнь может, братья и сестры, под влиянием, под воздействием Иисуса Христа, под влиянием Духа Божия. Христос действует на сердце человека, на его душу — и человек изменяется.

Пример покаяния как раскаяния в грехах и оставления грехов мы видим в сегодняшнем Евангелии — там рассказывается о том, как Христос шел по городу Иерихону, и был там один человек богатый, сказано — начальник мытарей, то есть, начальник сборщиков налогов. Эти люди обычно вели не совсем честный образ жизни, пользовались своим служебным положением, притесняли народ, брали с него лишнее.

Так вот, значит, такой начальник мытарей Закхей, человек богатый, был мал ростом, сказано в Евангелии. И он услышал, что по дороге идет Христос. Так чтобы Христа увидеть (дорога была окружена народом), он влез на дерево, на смоковницу. И увидел Христа, и Христос увидел его. И проходя мимо дерева, на котором был Закхей, Христос обратился к нему и сказал: «Закхей, сойди скорее, потому что сегодня надобно Мне быть у тебя в доме».

И Закхей, сказано, с радостью сошел и устроил у себя большое угощение, и принял Христа с большим почетом. Это, конечно, была и для него большая честь, потому что принять такого большого Учителя, такого знаменитого проповедника, такого чудотворца и целителя — это была завидная доля. И вот Закхей принял Христа... И сидя, по-нашему, за столом, Закхей вдруг встает и в присутствии всех тут находящихся обращается ко Христу: «Господи, я половину имения своего отдам нищим, и если кого чем обидел, то воздам вчетверо». Ну, братья и сестры, представляете себе, что значит для человека очень богатого и, несомненно, очень ожесточившегося, скупого, стяжательного, смысл жизни которого был, в основном, по-видимому, именно в приобретении все больше и больше — что значит для такого человека сказать так и сделать, отдать половину своего большого имения, всего, что имел. И если кого обидел — а он многих обидел, — то всем этим, он говорит, «воздам вчетверо», очень много. Это значит, что в человеке произошло какое-то большое, решительное изменение. И Христос, конечно, это хорошо понял и обрадовался, и сказал: «Ныне пришло спасение дому сему».

Вот, братья и сестры, это первый пример раскаяния — в своей прежней жадности, жестокости, скупости. Сердце человека ожило — и это, конечно, есть настоящее покаяние. Настоящее покаяние — это есть начало пробуждения к подлинной жизни.

Но может быть покаяние и несколько другое. На прошлой неделе, в среду, если не ошибаюсь, была память святого Макария Египетского. Этот человек жил в третьем-четвертом веке после Христа. Это глубокий пустынножитель. И вот с ним произошел однажды такой случай: к нему пришли два молодых человека. един очень молодой, юноша, а другой постарше. Это были два брата. Пришли и сказали: «Мы хотим видеть авву Макария». Макарий говорит: «А что вам от него надо?» Они отвечают: «Мы много про него слышали, хотели бы с ним повидаться». Макарий говорит: «Это я». Тогда они говорят: «отец Макарий, мы хотели бы здесь поселиться». Тогда Макарий посмотрел на них и видит, что это люди состоятельные, изнеженные, привыкшие, видно, к легкой, богатой жизни. Как им быть в пустыне? И он сказал им: «Вы не сможете здесь жить, поэтому я вас принять не могу». Тогда братья ответили: «Авва, если ты не примешь, то мы пойдем поищем другое место».

Тогда Макарий подумал: «зачем мне их огорчать? Они огорчатся, расстроятся, смутятся — зачем все это делать? Я им разрешу, и сама жизнь в пустыне выгонит их отсюда, они не выдержат этой жизни». И сказал: «Хорошо, оставайтесь». И пошел с ними в одно уединенное, дикое место, и сказал: «Возьмите себе сухарей, хлеба, соли». Дал им это и дал топор. «Если сумеете, срубите себе хижину и живите». Тогда братья говорят: «отец Макарий, а что делают пустынножители-монахи, как они живут? Какую работу делают?» Макарий говорит: «Плетут корзины». И он при них же взял пальмовую ветвь и стал плести веревку, а из веревки корзину, показывая, как это делается: «Вот так работают пустынники, и вы тоже попробуйте. А потом будут к вам приходить церковные сторожа, брать у вас корзины, а взамен давать вам хлеб и соль, то есть, все, что необходимо вам для жизни».

Братья сказали: «Хорошо». Поклонились Макарию. Макарий их благословил и ушел к себе. А братья остались на этом месте.

И вот прошла три года, и Макарий вспомнил об этих братьях. Вспомнил и подумал: «Интересно: многие издалека приходят ко мне советоваться, за помощью, а эти двое, которые, в общем-то, живут от меня близко, ни разу ко мне еще не пришли... Как они живут и что делают?» А Макарий не знал, что эти два брата каждое воскресение приходили в церковь, там молча стояли, причащались а потом возвращались на свое место и там жили, трудились и молились в одиночестве. Этого он не знал.

И вот Макарий принял на себя пост, он ничего не ел в течение недели и в это время молился и просил, чтобы Бог открыл ему жизнь и подвиг этих двух братьев. После этого он пошел к ним, постучался. Они открыли ему двери хижины и упали, поклонились ему до земли. Макарий их благословил и сел. Старший брат тоже сел и сделал знак младшему. Младший вышел. Старший стал молча плести корзину — эту работу они делали.

И вот прошло время, и когда наступил уже третий час дня, зашел младший брат, принес немного вареной пищи и три куска хлеба, положил это все и встал. Тогда Макарий сказал: «Пайдем вкусим пищи». И братья молча (они все делали молча) подошли, по благословению Макария сели, поели. Тогда старший опять сделал знак младшему, младший вышел, принес воды, они напились и опять молча продолжали свою работу.

Наступил вечер. И тогда старший сказал: «Отец Макарий, ты уйдешь, или будешь ночевать с нами?» Макарий сказал: «Я останусь у вас». Тогда они постелили ему рогожу на земле, и себе постелили рогожу в другом углу хижины. Наступила ночь, и они легли спать. Но Макарий не спал, он молился. И по молитве Макария открылась кровля хижины, и луч света упал и осветил этих двух братьев, но братья не видели луча и не видели, что кровля хижины открылась — это было все только для Макария. И Макарий увидел, как старший брат тихонечко толкнул младшего, и они оба встали, подняли руки к небу и стали молиться, молча. И Макарий видел, как младшего брата окружали демоны, искушая его и мешая молиться, но он молился. А к старшему брату демоны даже не могли и приблизиться. И так было почти до утра.

Под утро братья легли и немножко заснули. Утром проснулись. Макарий сделал вид, что тоже спал. И когда проснулись, старший брат сказал: «отец Макарий, если благословишь, мы начнем читать псалмы». Макарий сказал: «Читайте». И начали они читать. Когда читал младший, то Макарий видел, как у него из уст выходили как бы огненные свечи и поднимались в небо. А когда псалмы стал читать старший брат, то из его уст вышла как бы огненная лента и достигла до неба. И тогда Макарий понял, что старший брат уже достиг совершенства, а младший еще находится в борьбе.

И тогда Макарий встал и сказал: «Братья, я пойду». И они тоже встали, и он сказал им: «Молитесь обо мне, братья...» И оба брата молча поклонились Макарию до земли. И когда Макарий вернулся к себе, то через три дня после этого умер старший брат, а еще через три дня умер младший. И Макарий об этом узнал. И потом всегда говорил приходившим к нему: «Пойдем, посмотрим то место, где жили и подвизались великие рабы Христовы». И шел на то место, где жили эти два молодых человека, никому не известных. Они так и остались никому не известными.

Вот, братья и сестры, такая маленькая и довольно странная повесть, совсем необычная. Но эта повесть — тоже картинка, образ: она показывает, в чем может выражаться покаяние. Вот эти два молодых человека — не сказано, что они были какие-то великие грешники, что в них было что-то очень плохое, что им надо было от чего-то освобождаться, в чем-то раскаиваться, что-то очень менять в себе. Ничего этого не было, по-видимому. Но все-таки они оставили свой обычный образ жизни в городе, оставили свои семьи, свое имущество, свою работу, может быть, свои любимые занятия и развлечения все это у них была. И вот пришли в дикую, страшную пустыню и взяли на себя необычный, страшный образ жизни. Потому что сразу оставить все, уйти от всего, питаться хлебом и водой, быть в полном молчании, действительно как бы умереть для всего — для этого надо очень много...

И по-видимому этого мы не знаем, это нам не открыто, но по-видимому, братья и сестры, с этими людьми что-то произошло. Они, видно, что-то очень остро и глубоко почувствовали, еще, конечно, живя там, у себя, в городе, живя в миру. Ну, а чувствуют обычно только одно — люди начинают чувствовать другую жизнь, жизнь небесную. Начинают чувствовать Христа, потому что небесная жизнь — это Христос. Христос принес на землю эту небесную жизнь. Вот почему Христос мог сказать: «Покайтесь, приблизилось Царство Небесное». Христос это сказать мог, потому что с Его приходом Царство Небесное действительно приблизилось к людям очень. И Христос еще мог так сказать потому, что это Царство, этот совсем новый дух, который Он принес на землю, стал касаться людей.

Вот апостолы Христовы, ученики Господа Иисуса Христа — это были люди, которые озарились и зажглись Христовым духом. И они стали необычными людьми. Они ведь тоже все оставили, только, правда, не пошли в пустыню — но не пошли, может быть, потому также, что у них была совсем другая задача: им надо было идти и нести слово о Христе и о новой жизни людям всей вселенной. Вот почему мы поем: «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их». Это сказано об апостолах это они вещание, глаголы о Христе и Самого Христа понесли во все уголки земли.

Дорогие братья и сестры, я вам все это рассказал, чтобы сказать немножечко о покаянии — что это очень большое дело. Вот почему один наш епископ, подвижник, в одном письме пишет: «О покаянии не думай легко — это дела великое». Настоящее покаяние обнимает всю жизнь и, в общем, никогда не кончается. Не кончается потому, что человек все время может обновляться, И чем он больше приближается ко Христу, тем больше он Христа чувствует, тем больше открывается ему эта жизнь во Христе — то есть, евангельская жизнь. Тем больше открывается ему небесная жизнь и чем больше он начинает этой жизнью жить, тем больше и больше он изменяется.

Вот почему нет никогда стояния на месте - одно из двух: или я откатываюсь назад, или я иду вперед... И мы даже знаем, братья и сестры, что и там, на небе, в будущей загробной жизни тоже не будет стояния на месте там тоже будет некое возрастание, постоянное поступательное движение. Так это было открыто святым, а они передали нам.

Ну вот, дорогие братья и сестры, конечно, все это очень высоко, все это очень необычно, все это очень свята... Свято то, что я сказал об этих двух братьях. Все начинается с маленького. И для нас с вами что важно? Чтобы нам не терять тех возможностей, которые мы с вами имеем. Мы имеем возможность прийти в церковь. И когда приходим, дай Бог нам стоять здесь внимательно. Внимательно и сосредоточенно. Это нужно потому, что тогда Христос и Дух Его могут коснуться нас. А если это случится, то начнется такое нужное, такое благодатное, сердечное, внутреннее наше изменение, начнется настоящее, подлинное покаяние.

Оно сперва будет выражаться в том, что постепенно будем мы отходить от грехов, от зла, от нечистоты, от лжи. Постепенно будет уменьшаться себялюбие, будет уменьшаться привязанность, прикованность ко всему здесь, на земле. То есть, мы будем освобождаться.

У Христа такие слава есть: «Кто не отрешится от всего, что в мире, тот не может быть моим учеником». Что значит не отрешится? Кто не развяжется. Это не то значит, что надо все отдавать, куда-то от всего уходить. Не в этом дело. Важно, чтобы такое освобождение стало происходить в душе. Говорит апостол Павел в одном месте, что «и имеющие должны быть такими, как не имеющие (то есть, хорошо, если они так могут), потому что проходит образ мира сего, и все зто очень временно, и из того, что имеем, ничего не возьмем с собой». И вот Господь Иисус Христос говорил: «Я свободен, где Бог, там и свобода».

Мы с вами приготавливаемся к посту Великому, к этому, в общем, хорошему и светлому времени. Это не какое-то иго и бремя, а это время пробуждения и дыхания, и жизни нашей души во Христе. Аминь.

         5 февраля 1984 года.