ПОУЧЕНИЕ АРХИЕПИСКОПА НИКОЛАЯ (ЗИОРОВА), ВАРШАВСКАГО И ПРИВИСЛЕНСКАГО (+1915 г.)<BR> НА 10-Ю НЕДЕЛЮ ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.

ПОУЧЕНИЕ АРХИЕПИСКОПА НИКОЛАЯ (ЗИОРОВА), ВАРШАВСКАГО И ПРИВИСЛЕНСКАГО (+1915 г.)
НА 10-Ю НЕДЕЛЮ ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.
 О подражании Апостолу Павлу (в вере, любви и труде).

    Молю же вас, подобни мне бывайте, якоже аз Христу (1 Кор. 4, 16).

    С таким увещанием обращался Апостол Павел к коринфским христианам, которых некогда обратил ко Христу и которых считал печатью своего апостольства (1 Кор. 9, 2)... Подражать ему — их учителю — вот чего желает он от них, своих учеников, — вот к чему побуждает их. Но, братие-христиане, все то, что говорил Апостол своим современникам, так же обязательно и для христиан всех времен, и для нас в частности: посему размыслим в чем и как можем и мы подражать Апостолу.

    Первое, что останавливает наше особенное внимание в жизни св. Апостола Павла, — это его вера... Апостол Павел всегда был горячим и ревностным исповедником веры... Его вера была живая, глубокая, горячая, — деятельная; она не состояла только в холодном сознании истины, разсудочном, постижении предмета веры, но проникала все его существо. Мне еже жити — Христос, а еже умрети — приобретение есть (Флп. 1, 21). Мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа, Имже мне мир распяся, и аз миру(Гал. 6, 14). Кто ны разлучит от любве Божия? — спрашивает он себя: — скорбь ли или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или мечь? И затем свидетельствует, что ни смерть, ни живот, ни Ангели, ни начала, ниже силы, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможет нас разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе Господе нашем (Рим. 8, 35-39). И это, братие, были не просто слова, напротив, — вся жизнь Апостола была непрерывным свидетельством всего... Книга Деяний Апостольских и его послания — особенно к Коринфянам и Галатам — показывают, каким бедствиям, трудам и лишениям подвергал себя этот Апостол во свидетельство своей веры во Христа распята... Вот этой вере, братие, должно подражать и нам всем, а не той, которая состоит только в одном наименовании — «христианина». Чтобы называться христианином, для этого недостаточно только числиться в метрических книгах и исповедных росписях, — для этого мало даже ходить изредка в церковь и исполнять иногда обряды церковные, — нет, для этого нужно, чтобы вся настроенность нашего духа была такова, чтобы мы всегда и везде моглисвидетельствовать веру свою от дел своих (Иак. 2, 18)... Веровать одним только умом могут и бесы; они даже более того — веруют и трепещут (Иак. 2, 19), как свидетельствует Апостол Иаков, — но кто же станет сомневаться, что эта вера их не спасает... Надобно не веровать только, но и исповедывать свою веру всем своим существом и всегда, при всяком случае, — в мысли, чувстве, слове, деле...

    Второю чертою в жизни Апостола является его безпредельная любовь к людям, особенно же к соплеменникам... Он так любил свою братию по плоти, что готов был пожертвовать собственным спасением для ея пользы... Истину глаголю о Христе, не лгу, послушествующей ми совести моей Духом Святым: яко скорбь ми есть велия, и непрестающая болезнь сердцу моему: молилбыхся бо сам аз отлучен быти от Христа по братии моей, сродницех моих по плоти (Рим. 9, 1-3): вот какова у него была любовь к своим сродникам по плоти! Но не менее горячую и сильную любовь он имел и к другим людям: до нынешняго часа, — пишет он Коринфянам, — и алчем, и жаждем, и наготуем, и страждем, и скитаемся, и труждаемся, делающе своими руками: укоряеми, благословляем: гоними, терпим: хулими, утешаемся: якоже отреби миру быхом, всем попрание доселе. Не срамляя вас сия пишу, но якоже чада моя возлюбленная наказую. Аще бо и многи пестуны имате о Христе, но не многи отцы, о Христе бо Иисусе благовествованием аз вы родих (1 Кор. 4, 11-15). А какова была его любовь во всем ея объеме, можно судить из описания им ея свойств: любы, пишет он, долготерпит, милосердствует: любы не завидит: любы не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своих си, не раздражается, не мыслит зла; не радуется о неправде, радуется же о истине: вся любит, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит. Любы николиже отпадает: аще же пророчествия упразднятся, аще ли языцы умолкнут, аще разум испразднится (1 Кор. 13, 4-8)... Вот если, братие, такою любовью будем и мы любить друг друга, тогда, без сомнения, жизнь наша далеко станет краше, угоднее Богу и спасительнее для нас! Тогда не будет ни раздоров, ни разъединения, ни вражды, ни всяких других бедствий... Возлюбим же друг друга, да единомыслием исповемы: Отца и Сына и Святаго Духа, — Троицу Единосущную и нераздельную!

    Третьей достоподражательной чертой в жизни Апостола было его постоянное трудолюбие... Хотя он, как благовестник Христов, и имел право жить от благовествования (1 Кор. 9, 14), тем не менее он ничем никогда не пользовался от христиан, чтобы быть всегда свободным во всем в отношении всех... Для этой цели, проповедуя днем — он ночью трудился, делающе своими руками скинии, или палатки, — и от этого жил... Вот образец трудолюбия для всех благовестников и для всех христиан! — Труд был заповедан Богом еще в раю первым людям, а по изгнании из рая он стал уже и наказанием за грех... В поте лица твоего снеси хлеб твой, — сказал Господь Бог Адаму; не трудивыйся да не яст, — говорит Апостол: значит, труд для всех обязателен, без исключения; но какой труд? — В нынешнее время являются проповедники новых начал жизни, которые возвещают людям (Толстой), что единственно законный труд для человека есть труд пахаря-земледельца, — вообще, труд черный... И есть некоторые из людей, которые, оставив все свои занятия, отдаются исключительно этому труду... Всякий же другой труд проповедником «новаго евангелия» отрицается, как недостойный человека, как безполезный и даже вредный... Что сказать на это? — Не станем отрицать труда пахаря и вообще чернаго труда: он почтенен сам в себе, — но думаем, что не погрешим, если скажем, что и всякий другой труд, — в какой бы то области ни было,— напр., умственный, труд ремесленника, художника, труд администратора и пр. — все это также труд почтенный: надобно каждому трудиться в том круге деятельности, к которому призывается он — или званием своим, или особенным положением в обществе, или чрезвычайными дарованиями (талантами)... Если Господь дал тебе талант художника, то трудись в этом деле и приноси человечеству пользу своими высокохудожественными произведениями, а не ходи месить глину и мазать хаты: это сделают и простыя бабы; если ты имеешь острый ум и обширныя познания, служи братии своей в этой области, — пиши книги, просвещай темных людей, иди в школы и обучай детей; но не становись за плуг или за соху: это сделает и другой — менее тебя способный... Можно и в высоком звании зарабатывать себе хлеб каким либо ремеслом, — как напр., это это делал Апостол Павел, — но нужно в данном случае следовать тому же Апостолу и в дальнейшем, т. е. в служении человечеству тем, к чему кто призван... Как в организме человека различные члены в общем дают удивительную гармонию, так должно быть и в государстве и в Церкви: не всем быть одним слухом или одним зрением! Прекрасно единство при разнообразии; посему, нога пусть будет ногою — и не больше, а голова исполняет то, что ей назначено, а не другое— и т. д... Важен труд: — будет-ли то умственный или физический — все равно; не было-бы только праздности, ибо от праздности рождаются все пороки... Кто не знаком с трудом, тот не может быть знаком и с сладостью покоя, отдыха; для того скука, тоска, томление духа — обычные спутники... Люди капризничают и хандрят большею частию от безделья; но стоит только посадить их за работу — и все как рукой снимает... Люди трудящиеся со скукою не знакомы: это уже давно замечено! — Если ты обезпечен для себя, то трудись для других, ибо и это свято, а также и обязательно для тебя: каждый трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающимся (Ефес. 4, 28), — говорит св. Апостол.

    Потщимся же, братие, подражать Апостолу в сих чертах его жизнедеятельности, — это не так трудно, как можно думать на первый раз... Конечно, жизнь св. Апостола представляет много и других достоподражаемых черт для нас, что каждый может видеть при чтении его посланий и книги Деяний Апостольских; но я останавливаю ваше внимание пока на этом только, как для всех доступном примере...

    Молю же вас, подобни мне бывайте, яко же аз Христу. — Аминь.