ПОУЧЕНИЕ АРХИЕПИСКОПА НИКОЛАЯ (ЗИОРОВА), ВАРШАВСКОГО И ПРИВИСЛЕНСКОГО (+1915Г.) НА ДЕНЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.

Об обязанностях родителей по отношению к своим детям, — или о воспитании детей в духе Церкви и для Царствия Божия.

Велий праздник ныне празднуем, братие, — праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы... Этот праздник называется двунадесятым и Богородичным: двунадесятым потому, что относится к тем 12-ти великим праздникам, празднование которых так же обязательно, как и празднование дня воскресного, а Богородичным — потому, что воспоминаемое событие относится к жизни Пресвятой Богородицы.

Что же это за событие, — почему такое особенное его чествование, и чему, наконец, научает оно нас?

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы переносит нашу мысль к тому времени, когда Преблагословенная Дева Мария была трехлетней отроковицей и когда, согласно обещанию ея родителей еще до рождения ея, она была приведена во св. храм Иерусалимский на служение Богу.

Родители Преблагословеной Девы Марии были благочестивые Иоаким и Анна, происходившие — Иоаким из царского рода, а Анна из первосвященического — Ааронова. Достигнув и старости, они, однакоже, не смотря на пламенное свое желание иметь детей, все таки не имели их. Это их очень огорчало, ибо безчадство в среде тогдашних благочестивых людей было признаком неблаговоления Божия и служило предметом поношения для тех, кто этому подвергался... Праведные Иоаким и Анна, огорчаясь своим безчадством, неприходили, однако же, в отчаяние; напротив, они усердно молились Богу и возлагали на Него все свое упование, — и вера их не посрамила их... Господь удостоил их за их веру и благочестие быть родителями той, Которая стала честнейшею Херувим и славнейшею без сравнения Серафим...

Исполняя свой обет — посвятить рожденное чадо на служение Богу, Иоаким и Анна и приводят во св. храм свою трехлетнюю отроковицу. — В то время при храме существовали особыя помещения, в которых жили посвящаемые Богу отроки и отроковицы... Там, под сению храма, они, руководимые священниками, левитами, обучались Закону Божию, молились, прислуживали при богослужениях, занимались рукоделиями и пр. В числе живших там, известны напр. Анна дщерь Фануилева, которая неотходно пребывала при храме и которая вместе с Симеоном Богоприимцем встречала «Отроча младо — Превечного Бога».

Сюда, во св. храм, посвящаемого ребенка приводили торжественно. Известно, что Пресвятую Деву привели ея родители в сопутствии других дев, со свещами и лики.

Первосвященник встречал таковых и вводил в храм. Предание говорит; что Богоизбранная Отроковица сама взошла даже во Святое Святых, куда доступ был возможен только Первосвященнику и то однажды в год. Затем, она пребывала здесь при храме — в посте, молитве, чтении Слова Божия и рукоделии. Своими пречистыми руками она исткала тот нешвенный хитон, который, по распятии Спасителя, достался одному воину по жребию и который долгое время хранился в Грузии, а в настоящее время частию своею хранится в Московском Успенском соборе... За чтением слова Божия, как передает нам тоже предание церковное, ее застал и Архангел Гавриил, когда сказал: «Радуйся благодатная, Господь с тобою!»

Почему же св. церковь этому событию в жизни Пресвятой Девы придает такое чрезвычайное значение? Причину этого изъясняет нам нынещнее церковное песнопение: в явлении Пресвятой Девы Марии во храм, вшедшей, кроме этого, и во Святое Святых, — ясно открывалось человечеству «благоволения Божия предизображение»: в этом вшествии Пренепорочной во храм и во Святая Святых являлось начало исполнения того «смотрения Божия о людях», в силу которого на конец веков должен был явиться обетованный миру Спаситель, — то благословенное Семя, которое, по обетованию Божию еще первым людям, должно было стереть главу змия. В этом вшествии Богоотроковицы верующее сердце чувствовало, что настало время, когда, согласно пророчеству Даниила о седминах и пророчеству Исаии о Деве, — должно было исполниться Боговоплощение. «Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо, с нами Бог», — вот что усматривалось в этом событии очами веры.

Что же поучительного для нас всех представляет воспоминаемое ныне событие? Много поучительного для всех, особенно же для тех, кто именуется родителями или имеет быть таковыми... И прежде всего, пример праведных Иоакима и Анны поучает всех нас, что брак должен быть заключаем не для временного сожительства, — не по контракту и не для чувственного только удовольствия, но на всю жизнь, и для более возвышенных целей, чем сладострастие... Брак должен быть не сожитием только, но и таинством, т. е. благодатным союзом, заключаемым во имя союза Христа с Церковью и, главным образом, для чадорождения... Посему, те глубоко погрешают, кто тяготится брачною жизнию, кто смотрит на брак, как только на дань нашей телесной природе, — кто возмущается чадородием, кто ропщет, видя приращение семейства. Еще более тяжел грех на тех, кто прибегает к искусственным средствам, чтобы неиметь детей. Брак есть благодатный союз мужа и жены, освященный церковью, — не только для деторождения, но и для того, чтобы рожденных детей воспитывать для Царствия Божия. Посему родители нетолько по рождении дитяти, но еще и до рождения его должны заботиться, чтобы чревоносимое имело и все условия для своего нормального развития. Если справедливо положение науки, что все душевныя движения матери, т. е. ея чувствования, непременно отражаются и на чревоносимом; то ясно, что для того, чтобы рождаемое было во всех условиях лучшего развития, — необходимо, чтобы мать всячески воздерживалась от раздражения, гнева, злобы, вражды, ненависти и других порочных наклонностей, ибо все это, так или иначе, должно отразиться и на состоянии ея плода; наоборот, она должна питать и свою мысль и свое чувство только возвышенным и святым, — наипаче же молитвою и церковными песнопениями...

Прекрасно, если она приготовит себя к деторождению говением, исповедью и причащением св. Таин... При таких условиях благодатного освящения и ея дитя может взыграться «радощами», подобно тому, как у праведной Елисаветы взыгралось ея отроча при встрече с Богоизбранною Девою Марией... Отец должен помнить, что его долг всячески заботиться о наивозможных удобствах для своей чревоносящей жены, а потому все неприятное должен тщательно удалять от нея, — а на себя возложить узду воздержания, дабы не приносить вреда и жене и своему дитяти...

Далее; когда родится дитя, обязанность родителей — сейчас же ввести его в союз с св. церковью и воспитывать уже в непрерывном общении с Церковью. Пока дитя бессознательно, потребны о нем молитвы его родителей; когда же оно приидет в сознание, — необходимо и его научать молитвам и вере — сперва собственным примером, а затем и нарочитым научением слову Божию. Крестить, миропомазать, освятить таинством Причащения, принесть в сороковой день в церковь для воцерковления, а затем наивозможно чаще освящать причащением Пречистой крови — вот в чем должны быть заботы родителей о своих детях-младенцах. Другими словами, — родители должны приготовлять своих детей для Царствия Божия всеми зависящими от них средствами, наипаче же собственным примером.

Так оно должно быть, но так ли всегда бывает в действительности? Увы, — этого нельзя сказать, по крайней мере о всех... Много-много ненормальности вошло в воспитание наших детей, и Бог знает — когда и как и почему... Мать напр. тяготится питать сосцами свое же дитя, а отдает его другой матери за плату, или переводит на питание от сосцев животного; но если справедливо, что с молоком матери всасываются добрые или худые навыки, то чего же можно ждать от такого воспитания дитяти?! Многие своих детей не только не носят в церковь, для воцерковления, а даже и не крестят: я знаю здесь и не мало семейств, где дети достигли уже порядочного возраста, а остаются еще не крещенными; а относительно воцерковления должен сказать, что мне за два года пребывания здесь не пришлось видеть ни одного случая.

Служу нарочито ранния обедни, чтобы приобщать детей, но никто и сам не приходит сюда и детей своих не приносит. У народа Божия был закон, чтобы всякое разверзающее ложесна посвящать Богу и приносить в выкуп за него однолетняго агнца или двух горличищ; этот закон был обязателен для всех, где бы и кто бы не жил. И Пресвятая Дева Мария со своим обручником Иосифом из Назарета приходила в сороковой день в св. храм и принесла два горличища, — приходила из Назарета... А у нас?! даже живущие чуть не рядом с церковью неприносят своих детей в храм, и сами не приходят, чтобы очиститься у священника молитвою. А пути сообщения ныне так удобны, что можно бы было исполнять всем православным и не этот только церковный обычай, но и многие другие. Но увы, — мы живем в такое время, когда говорить даже об этом считается несовременным, а не только, чтобы исполнять. «Не принято», говорят в таких случаях; но почему не принято, или точнее сказать отвергнуто, — и кем: на это не может дать никто никакого ответа. Сегодня отвергли одно, завтра другое, а там дойдет и до того, что и ничего не останется от того, что именуется «церковным», и люди будут жить не в законе Господнем, а в похотях сердец своих... Вот напр., едва только поднимается девочка на вершок от полу, как мать начинает заботливо одевать ее в шелк и цветы, закутывать в дорогия одежды, заплетать волосы, убирать голову, — и девочка сперва бессознательно, а потом и сознательно научается заниматься собою, «кокетничать». А спросите эту мать, научила-ли она свою девочку Богу молиться, — на это едва-ли получите утвердительный ответ. Удивляться-ли после этого, что у нас выростают дети совершенно не так, как бы это должно было, — и выходят не тем, чем они должны быть. Да, это грустный факт: дети у нас знают все, но только не то, что едино есть на потребу, и что потребно для царствия Божия. Удивляться ли, после этого, что они бывают непочтительны к своим родителям и не честны в своих обязанностях по отношению к обществу и государству и, наконец, совершенно чужды и даже враждебны св. Церкви?!

Помолимся, отцы и матери, св. праведным Богоотцам Иоакиму и Анне, да вразумят они вас и собственным примером и своим невидимым действием среди нас, — как подобает рождать чад и как воспитывать их для царствия Божия и здесь на земле и там — на небе. 

Аминь.

Сан-Франциско, Калифорния, США. 21-го Ноября 1893 г.