Протоиерей Игорь Аксенов.
НА НАЧАЛО УСПЕНСКОГО ПОСТА.

Дорогие братья и сестры, 14 августа, начало Успенского поста - последнего из четырех больших постов в течение церковного богослужебного года.

Успенский пост всегда начинается 14 августа, и продолжается две недели до праздника Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа по новому стилю. Этот пост по церковному уставу является строгим, поэтому православные в продолжение его воздерживаются от мясной, молочной, а также и рыбной пищи. И вкушают только растительную пищу. Во время этого поста верующие очищают свои чувства перед праздником Успения Пресвятой Богородицы.

Во время Успенского поста, 19 августа, мы торжественно празднуем событие Преображения по плоти Господа Иисуса Христа на горе Фавор. В этот день духовенство и прихожане Спасо-Преображенского собора в городе Выборге отмечают свой престольный праздник. А первый день Успенского поста, 14 августа, вообще богат различными праздничными воспоминаниями.

Так, в этот день празднуется Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня. В греческом часослове так объясняется происхождение этого праздника: По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо подлинного Креста Господня на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне, износя его из царской сокровищницы, полагали на святом престоле храма Софии-Премудрости Божией. И далее, до самого дня Успения Пресвятой Богородицы, износили Его с крестными ходами из Софийского собора, творя молебны по всему городу, и предлагали его народу для поклонения. Это и послужило основанием ежегодному воспоминанию этой древней Константинопольской традиции во всей Православной Церкви, в храмах которой в этот день торжественно износятся из алтаря Распятия с изображением Спасителя, и предлагаются для поклонения верующим.

И эта праздничная традиция в начале Успенского поста напоминает нам о необходимости для каждого христианина идти в этой жизни узким путем Христова крестоношения, как о том и Сам Господь сказал Своим Апостолам, а через них и всем нам:

"...Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами" (Марк. 8,34-38).

И действительно, невозможно следовать за Господом в этой жизни и не нести своего креста. Как о том и предупреждал Спаситель говоря: "Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир" (Иоанн. 15,18-19).

Мир отверг воплотившуюся Истину, - Сына Божия, - Господа Иисуса Христа. Также, мир отвергает и всякого, кто является носителем Духа Божия и свидетелем Христовым в этом веке. Собственно говоря, так было всегда, не только после Пришествия Христова, но и во времена ветхозаветных пророков.

Вот, в первый день Успенского поста Церковь творит память Семи святых ветхозаветных мучеников Маккавеев: Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Адима и Маркелла, матери их Соломонии и учителя их Елеазара, которые пострадали за Веру в Истинного Бога в 166 году до Рождества Христова от нечестивого сирийского царя Антиоха Епифана. Приверженный к эллинскому культу, Антиох Епифан ввел в Иерусалиме и всей Иудее языческие обычаи. Он осквернил храм Господень, поставив в него статую языческого бога Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев. Многие отпали тогда от Истинного Бога. Однако были и такие, которые глубоко скорбели о падении народа Божия и продолжали верить в грядущее пришествие Спасителя.

Девяностолетний старец - законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим, с твердостью пошел на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики святого Елеазара - семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Они были судимы в Антиохии царем Антиохом Епифаном, где, бесстрашно признав себя последователями Истинного Бога, отказались принести жертву языческим богам. Старший из отроков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения. Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил святой Соломонии склонить отрока к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. Отрок решительно отклонил ласкательства царя и так же твердо перенес муки, как и его старшие братья. После смерти всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась. Подвиг святых семи братьев Маккавеев воодушевил Иуду Маккавея, и он поднял восстание против Антиоха Епифана, и с помощью Божией одержал победу, очистив Иерусалимский храм от идолов. О всех этих событиях повествуется во 2-й Книге Маккавейской, входящей в состав Библии.

Так было во времена ветхозаветных пророков, так продолжается и в новозаветное время, которое началось с трех веков гонений на христиан в Римской империи и продолжилось периодическими гонениями на Церковь в различных странах. А ушедший ХХ век украсился сотнями тысяч русских новомучеников и исповедников Христовых.

И никто из них не думал, что обычное спокойное течение жизни в Российском Православном Царстве вдруг, в историческое одночасье, прервется революционной бурей и обернется для них жесточайшим гонением и испытанием их личной верности Господу и Слову Его.

Вот, вчера, 13 августа, накануне Успенского поста, Русская Православная Церковь совершает память священномученика Вениамина, Митрополита Петроградского, который в этот день, в 1922 году, принял мученичество за Христа вместе с архимандритом Сергием и мирянами Юрием и Иоанном.

Будущий священномученик Митрополит Вениамин, в миру - Василий, родился в 1873 г. в семье священника. Родители воспитывали сына в благочестии и христианских добродетелях. Полюбив чтение житий святых, отрок восхищался их духовными подвигами, жалея о том, что в современном ему мире он лишен возможности пострадать за веру православную.

После окончания Петрозаводской Духовной семинарии юноша поступил в Санкт-Петер6ургскую Духовную Академию. В 1895 г. он принял монашеский постриг с именем Вениамин и был рукоположен во иеродиакона, а в следующем году - во иеромонаха. По окончании Академии в 1897 г. со степенью кандидата богословия иеромонах Вениамин был назначен преподавателем Священного Писания в Рижскую Духовную семинарию. С 1898 г. он - инспектор Холмской, спустя год - Санкт-Петербургской семинарии.

Священник по призванию, архимандрит Вениамин вскоре был возведен в более высокую степень пастырского служения: 24 января 1910 г. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры он был рукоположен во епископа Гдовского, Петербургского викария.

Святительский сан владыка Вениамин воспринял как обязанность пастырского подвига и апостольской проповеди. Его часто видели в самых отдаленных и бедных кварталах столицы, куда он спешил по первому зову, словно приходской священник. Воздействие его наставлений было так велико, что многие заблудшие раскаялись в греховной жизни. Он всегда находил путь к сердцам простых людей, за что был искренне любим паствой, называвшей его "наш батюшка Вениамин". Евангельская простота святителя, отзывчивость, сердечность, доступность располагали к нему даже иноверцев.

События 1917 г. вызвали перемены и в жизни Церкви. С 6 марта святитель Вениамин - архиепископ Петроградский и Ладожский, а 13 августа, накануне открытия Священного Собора Российской Церкви, назначен митрополитом Петроградским и Гдовским. Митрополит Вениамин все силы направил на защиту православного народа России от жесточайших гонений, воздвигнутых на него врагами истины Христовой. По сути, они начались в январе 1918 г. после издания декрета "Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви", который на деле воспринимался властью на местах как сигнал к повсеместному уничтожению главным образом Русской Православной Церкви и ее служителей, к грабежу церковного имущества. По всей стране прокатилась волна закрытия и разрушения храмов и монастырей, осквернения и уничтожения святых икон и мощей, массовых арестов, пыток, ссылок и казней епископов, священников, монахов и монахинь, мирян, лишения Церкви и ее служителей материальных средств к существованию.

Насилие над Церковью не прекратилось и после окончания гражданской войны. Небывалая разруха и голод, охватившие страну в 1921 году, послужили поводом для новых гонений на Церковь, которые проводились под лозунгом "похода пролетариата на церковные ценности". Их изъятие в Петрограде началось в марте 1922 года. Митрополит Вениамин ни минуты не колебался в решении этого вопроса. Являя пример высокой христианской любви, он благословил передачу церковных ценностей, не имеющих богослужебного употребления, на нужды бедствующих, рассматривая это решение как исполнение своего пастырского долга. "Мы все отдадим сами", - говорил святитель.

Однако к голосу Владыки Вениамина власти не посчитали нужным прислушаться. Они объявили, что ценности будут изъяты в формальном порядке как "принадлежащее государству" имущество. В городе, в некоторых церквах, уже началась их конфискация. Изъятие ценностей сопровождалось волнениями народа, но серьезных беспорядков, острых столкновений и арестов пока еще не было. Чувствовалось приближение расправы. Ее ускорило опубликованное 24 марта 1922 года в "Петроградской правде" письмо двенадцати лиц - организаторов обновленческого раскола: они обвиняли все верное Святейшему Патриарху Тихону духовенство в сопротивлении изъятию церковных ценностей и в участии в контрреволюционном заговоре против советской власти. 29 мая 1922 года последовал арест митрополита Вениамина, а 10 июня того же года началось слушание дела, к которому было привлечено еще 86 человек.

Святитель Вениамин на процессе был, как и всегда, простым, спокойным, благостным, убеждающим в невиновности других людей. Перед лицом ожидавшей его смерти он, обращаясь к трибуналу, произнес: "Я не знаю, что вы мне объявите в вашем приговоре, жизнь или смерть, но что бы вы в нем ни провозгласили, я с одинаковым благоговением обращу свои очи горе, возложу на себя крестное знамение (святитель при этом широко перекрестился) и скажу: "Слава Тебе, Господи Боже, за всё".

5 июля 1922 года трибунал объявил приговор, а в ночь с 12 на 13 августа того же года митрополит Вениамин и вместе с ним архимандрит Сергий (Шеин), миряне Юрий Новицкий и Иван Ковшаров, обритые и одетые в лохмотья, были расстреляны на окраине Петрограда.

В своем предсмертном письме к одному из близких ему священников, переданном им из камеры непосредственно перед расстрелом, священномученик Вениамин, Митрополит Петроградский, оставил удивительное свидетельство красоты духовного состояния христианского мученика. В этом письме он, в частности, писал:

"В детстве и отрочестве я зачитывался Житиями Святых и восхищался их героизмом, их святым воодушевлением, жалел всей душой, что времена не те и не придется переживать, что они переживали.

Времена переменились, открывается возможность терпеть ради Христа от своих и от чужих.

Tрудно, тяжело страдать, но по мере моих страданий избыточествует и утешение от Бога. Трудно переступить этот рубикон, границу, и всецело предаться Воле Божией. Когда же это совершится, тогда человек избыточествует Утешением, не чувствует самых тяжелых страданий, полный, среди страданий, внутреннего покоя, он и других влечет на страдания, чтобы они переняли то состояние, в каком находится счастливый страдалец... Я об этом раньше говорил другим, но мои страдания не достигали полной меры.

Теперь, кажется, пришлось пережить почти все: тюрьму, суд, общественное заплевание, обречение и требование этой смерти; якобы народные аплодисменты, людскую неблагодарность, продажность, непостоянство и тому подобное; беспокойство и ответственность за судьбу других людей, и даже за Саму Церковь.

Страдания достигли своего апогея, но увеличилось Утешение. Я радостен и спокоен, как всегда. Христос - наша жизнь, свет и покой! С Ним всегда и везде хорошо! За судьбу Церкви Божией я не боюсь. Веры надо больше, больше ее иметь надо нам, пастырям. Забыть свою самонадеянность, ум, ученость и силы человеческие и дать место Благодати Божией.

Странны рассуждения некоторых, может быть и выдающихся, пастырей. Я разумею Платонова - "надо хранить живые силы", т.е. их ради поступаться всем... Тогда Христос на что? Не Платоновы, Чепурины, Вениамины и тому подобные спасают Церковь, а - Христос! Та точка, на которую они пытаются встать - погибель для Церкви! Надо себя не жалеть для Церкви, а не Церковью жертвовать ради себя. Теперь время суда. Люди и ради политических убеждений жертвуют всем. Посмотрите, как держат себя эсэры и т.п. Нам ли, Христианам, да еще иереям, не проявлять подобного мужества, даже до смерти, если есть сколько-нибудь веры во Христа, в жизнь будущего века!.."

Так, и нам, христианам нашего времени, должно всегда помнить, что времена покоя, которые сейчас переживает Церковь, как нам свидетельствует христианская история, не бывают длительными, потому что, как видел и записал Апостол Иоанн Богослов в Апокалипсисе, после произошедшей на небе войны, когда "Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе; и низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним..." - на Небе был глас, возвестивший: "Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени" (Откр. 12,7-12).

Итак, как говорит Господь, обращаясь к Своим последователям: "...Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами (Марк. 8,34-38).

Поэтому, для напоминания всем нам о нашем крестном призвании, о том, что мы уверовали не в Олимпийского бога успеха и земного благополучия, а в Бога Распятого, "Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление" (Евр.12:2), в православных храмах в первый день Успенского поста, на вечернем богослужении, и износится из алтарей для поклонения всем нам Святой Крест Христов.

В первый день Успенского поста, 14 августа, в православных храмах также совершается Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, которое установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими булгарами в 1164 году.

Это первый из трех праздников Всемилостивому Спасу, совершаемых в августе. Второй Спас - это Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, который празднуется 19 августа, а Третий Спас - это праздник Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, который празднуется Православной Церковью на следующий день после Успения Пресвятой Богородицы. Эти три праздника Всемилостивому Спасу как бы связуют собой весь Успенский пост.

В Русской Церкви Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, или так называемый в церковном народе, Первый Спас, соединился с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года.

В "Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения", составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: "А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем".

Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: "Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1".

По принятому ныне в Русской Православной Церкви чину 1 августа, до или после Литургии, всегда совершается малое освящение воды. Вместе с освящением воды совершается и освящение меда нового сбора, почему, еще, Первый Спас иногда называется Медовым Спасом, а по причине воспоминания в этот день Крещения Руси еще называется "Спасом на воде" или "Мокрым Спасом". С этого дня благословляется вкушение меда нового сбора.

А на Второй Спас, - праздник Преображения Господня, - Церковь освящает виноград и плоды нового урожая. Так как в наших широтах такими плодами по преимуществу являются яблоки, то в народе Второй Спас еще называется Яблочным Спасом.

Настоятель Свято-Ильинского
храма в городе Выборге
прот. Игорь Аксёнов
.
2006 г.